МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "СМОЛИНСКАЯ СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4284462)
предпрофильного курса «Лингвокраеведение»
для обучающихся 8 класса
село Смолинское 2024
Пояснительная записка
С
введением
новых
Федеральных
государственных
образовательных стандартов все участники образовательных отношений
столкнулись со множеством нововведений, касающихся в том числе
внеурочной деятельности в школе.
Внеурочная деятельность— это часть образовательной программы,
направленная на достижение личностных и метапредметных результатов.
Она дополняет учебный процесс и стимулирует учеников к саморазвитию и
самореализации.
Программа «Лингвокраеведение» является авторской и представляет
собой вариант программы по организации внеурочной деятельности
школьников на основе изучения краеведческого материала в рамках
предпрофильного класса.
Один из авторитетнейших ученых, основатель воронежской школы
лингвокраеведения профессор Г.Ф. Ковалев писал: «Возрождение России –
проблема не столько экономики, сколько духовной жизни. Это, прежде всего,
возрождение духовных традиций русского народа, бережное отношение к
языковому и литературному наследию, накопленному нашими предками в
течение многовекового исторического процесса созревания и существования
русской нации, вобравшей в себя лучшие этнокультурные признаки не
только славянства, но и всех соседних наций…» (Ковалев, 2005, с.3).
Лингвокраеведческие
исследования
–
эффективный
способ
комплексной работы по развитию интереса учащихся к изучению русского
языка и литературы, а также по формированию истинных патриотических
качеств: любви к своей семье, родному дому, месту, где родился и вырос,
своей стране.
Лингвокраеведение подразумевает изучение лингвистических явлений
на
территории
малой
родины,
родного
края.
В
свою
очередь,
лингвистические явления – это отражение всего, что может быть выражено в
слове, т.е. вся наша жизнь. Таким образом, привлекая учащихся к языковым
2
исследованиям родного края, педагог решает несколько немаловажных задач:
во-первых, собирание уникального местного языкового материала (местных
названий предметов, явлений, людей, животных, географических объектов и
т.д.). Во-вторых, реализация в педагогической деятельности «ситуации
успеха», когда каждый из исследователей чувствует необходимость своего
участия в общем деле.
В современной методике постепенно утверждается культуроведческий
аспект преподавания русского языка. Сегодня нельзя обучать, не обращаясь к
прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к
национально-культурным ценностям.
Актуальность: Актуальность, педагогическая целесообразность
Программа актуальна тем, что у школьников есть возможность
совершенствовать и закреплять полученные ранее знания. Учитывая
интересы и желания детей, можно варьировать занятия, заменяя один вид
деятельности другим.
В процессе организации работы обучающиеся развивают проектные
умения и навыки, умения работы на компьютере. На занятиях обучающиеся
познакомятся с навыками поиска информации в различных источниках, в
том числе, через ресурсы Интернета, организацией наблюдения и проведения
исследования, постановки гипотез и проблемных вопросов, правилами
оформления и защиты проекта.
Предлагаемые
в
программе
виды
деятельности
являются
целесообразными для детей среднего школьного возраста, так как учтены
психологические особенности школьника, уровень умений и навыков
обучающихся, а содержание программы отображает круг интересов ребенка
данного возраста.
В этих условиях внедрение в практику личностно-ориентированных
педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий
– исследовательская деятельность. Это наиболее эффективный путь познания
3
и
целый
ряд
исследовательских
методов
и
подходов
является
универсальными, общими для любого вида деятельности и, следовательно,
знание их поможет учащимся, какой бы дальнейший путь они ни выбрали.
Вид программы: надпредметная, предпрофильная
Предмет
(предметная
область),
на
которую
нацелен
курс:
лингвокраеведение.
Время, затрачиваемое на обучение: 34 часа.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся
системы знаний, умений, навыков в сфере лингвокраеведения через развитие
навыков исследовательской работы и информационной культуры личности.
Цель требует решения следующих задач:
сформировать умения и навыки исследовательской деятельности
по лингвокраеведению;
научить
работать
с
различными
источниками
и
базами
информации;
формировать информационную компетенцию учащихся.
содействовать
становлению
личности
учащихся
через
исследовательскую деятельность, развивать потребность к саморазвитию в
овладении диалоговой культуры с окружающими людьми, миром.
приобщать подростков, склонных к научной деятельности, к
плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат этой
деятельности (к самостоятельному добыванию знаний).
Критерии успешности программы
Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся будут
знать:
Направления
исследовательской
работы
в
области
лингвокраеведения;
Структуру исследовательской работы;
Виды исследовательских работ (доклад, стендовый доклад,
литературный обзор, рецензия, научный отчет, научная статья, реферат,
4
лексикографическая обработка материала, создание картотеки диалектных
языковых единиц);
Основные понятия: идиома (устойчивое выражение), лексема,
демонологема, фитоним, топоним, антропоним, языковая картина мира,
менталитет,
концептуальная
картина
мира,
ключевое
слово,
метод
исследования, лексикография, словарная дефиниция, объект исследования,
предмет исследования, стереотип, лингвокультурология, этнолингвистика,
этнос и культура;
Источники
и
базы
информации:
диалектные,
этнолингвистические и лингвокультурологические словари, контексты из
речи информантов, научные и учебно-методические публикации по теме
исследовательской работы;
Электронный поиск информационных ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
составлять план исследования по лингвокраеведению;
оперировать понятийным аппаратом,
работать с источниками и базами информации;
пользоваться алгоритмами поиска необходимой информации
составлять библиографию информационного источника;
выполнять различные виды исследовательской работы;
оформлять исследовательскую работу,
представлять результаты в виде реферата, статьи, картотеки,
словарной дефиниции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
нахождения
и
применения
информации,
включая
лингвокраеведческие информационные системы и ресурсы Интернета;
готовности
к
исследовательской
определенных знаний и умений);
обучения в высших учебных заведениях.
5
деятельности
(наличие
Принципы построения программы
Программа «Лингвокраеведение.» построена на основе следующих
принципов:
1. Дифференцированный подход.
Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на
началах сотрудничества.
Учитывается индивидуальность каждого ребенка.
Системность подхода к решению теоретических и практических
вопросов
различных
составляющих
дифференцированного
обучения.
Обучение ведется последовательно «от простого - к сложному» .
Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста
детей.
2. Наглядность.
При обучении используется красочный демонстрационный и
раздаточный материал.
3. Активность и сознательность.
Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке.
4. Креативности.
Творческий подход к решению поставленных задач.
5. Проблемного обучения.
Создание
проблемной
ситуации
позволяет
школьникам
самостоятельно искать решение поставленной задачи.
6. Научности и достоверности
Развитие у учащихся умений и навыков научного поиска.
Внедрение элементов проблемности в исследовательских
и
практических работах.
Обучение
умению
наблюдать
явления,
фиксировать
и
анализировать результаты наблюдений, умению вести научный
6
спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать
научную литературу.
7. Результативность, завершенность обучения.
Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и
последующим осуществляется с обязательной фиксацией фактов
усвоения: диагностика, формирующее оценивание, защита проекта в
виде конкурса, праздника, показа видеофильма, спектакля.
Применяются
в
практической
работе:
аналогии,
сравнения,
сопоставления, поиск, исследования, наблюдения, обобщение.
8. Связь теории с практикой.
Каждый
блок
программы
заканчивается
подготовкой
и
проведением защиты проекта, где школьники на практике могут
показать свои знания, сделать выставку работ.
9. Единства развивающей и диагностирующей функции.
Тестирование,
диагностические
проанализировать
степень
задания,
овладения
позволяющие
детьми
содержания
образовательной программы, оценить их творчество.
На основе принципов построения программы определяются приемы и
методы обучения и воспитания.
Методы
Для реализации программы используются следующие методы:
методы
активного
обучения
(проблема,
проблемный
вопрос,
проблемная ситуация, дискуссия, мозговой штурм);
словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог);
наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование, экскурсии);
проектирования (создание проектного продукта);
исследовательский
(проведение
исследования,
оформление
результатов);
информационные (работа с библиотечным фондом и электронными
носителями, посещение библиотеки, поиск материала в Интернете);
7
практические
(оформление
документов,
таблиц,
буклетов,
презентаций на компьютере);
наглядность (фотографии, презентации, схемы, таблицы);
оценивания
процесса
выполнения
(формирующее
оценивание,
подведение итогов работы над проектом);
стимулирования
и
мотивации
(убеждение,
пример,
поощрение
размещение работ учеников на сайте класса, в сетевых региональных
проектах, публикации в СМИ).
Содержание
программы
спецкурса
включает
теоретические,
практические занятия и занятия исследовательского типа.
Теоретические занятия посвящены изучению лингвистических фактов,
классификации
топонимов, их основных признаков. В ходе лекционного
изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их
осмысление.
Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на
них учащиеся практикуются в определении топонимических особенностей и
учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, печатными
изданиями.
На занятиях исследовательского типа (интервью, сбор информации,
работа с источниками, анкетирование) происходит обучение ведению
тематической беседы (опроса), поисковая работа и сбор фактического
материала для научных проектов.
Данный курс имеет практическую направленность, так как учащиеся:
совершенствуют знания о лингвистических фактах языка,
1) овладевают навыками сбора информации;
2) углубляют знания об основных понятиях лингвистики и учатся
сопоставлять факты топонимических названий;
3) учатся извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей
и справочников.
Место курса
8
Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном
подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей
знаний, как география, история, этнография и др.
Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во
взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные
элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и
развивающий потенциал.
Изучение курса на первоначальном этапе обучения является
особенно актуальным.
Курс «Лингвокраеведение» входит в научно-познавательное направление
внеурочной деятельности в рамках предпрофильного
класса
для
обучающихся 8 класса и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Достижение обучающимися личностных результатов
У школьников будут сформированы:
-уважительное и бережное отношение к народной культуре, историческому
наследию;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- интерес к истории языка, любовь и уважение к родному краю.
- устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- умения общаться с людьми разных поколений.
- устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
\
Достижение обучающимися метапредметных результатов
Программа развития универсальных учебных действий
Коммуникативные универсальные учебные действия
9
Школьник научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы.
Познавательные универсальные учебные действия
Школьник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
–использовать систематизированные теоретические и практические знания
гуманитарных наук при изучении других школьных дисциплин;
10
- объяснять, анализировать языковые явления, процессы, выявляемые в ходе
исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и
второстепенное.
Обучающиеся получат возможность научиться:
–применять навыки научно-исследовательской работы в освоении дисциплин
школьного курса;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения
–использовать систематизированные теоретические и практические знания
гуманитарных наук при изучении других школьных дисциплин.
Предметные:
Школьник научится:
–правильно определять диалектные особенности речи, опираясь на знание
литературного языка;
- отличать диалектную лексику и фразеологию, фонетические и
грамматические особенности говоров Урала, язык произведений устного
народного творчества,
Обучающиеся получат возможность научиться:
- приемам лингвистического исследования, поисковой работы, приобретёт
навыки литературно - краеведческой и лингвистической работы у учащихся.
Система оценки достижения планируемых результатов
1.
Оценивается любое, особенно успешное действие.
11
2.
Ученик и учитель по возможности определяют оценку в диалоге
(внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано
оспорить выставленную оценку.
3. Основными составляющими являются: развитие у учащихся умений
самоконтроля и самооценки, фиксация результатов контроля,
дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой
культуры будет осуществляться через блок диагностических методик,
выступление – презентацию по изученному материалу.
Учебно-тематический план программы
12
№
Дата
Тема
Кол-во
часов
Формы
организации
учебной
деятельности
1
Введение.
1
Содержание
и
с
элементами
особенности курса.
Понятийный
Лекция
презентации
аппарат
исследования.
Концептуальный
модуль
“Основные
рабочие
понятия
лингвокраеведческой исследовательской деятельности”(5 часов)
2
Сведения
о
ведущих
1
Лекция
направлениях
элементами
лингвокраеведческого
презентации
с
исследования.
3
Основные
проблемы
1
современной
Лекция
с
элементами
лингвокультурологии
и
презентации
этнолингвистики.
4
Характеристика понятий:
1
Лекция
этнос, язык и культура,
элементами
стереотип,
традиция,
практикума
традиционная
народная
с
культура
5
Обоснование
1
актуальности
Лекция
элементами
13
с
исследования
практикума
диалектного материала в
рамках
кружка
этнолингвистических
исследований.
6
Общее представление о
методологии
исследования.
1
Деловая игра
научного
Группы
методов
лингвокраеведческой
работы.
Методический модуль “Базы исследовательской работы по
лингвокраеведению” (8 часов)
7
Виды
источников
2
Практикум
1
Экскурсия
лингвокраеведческой
информации.
8
Вещественные источники.
Архивные документы.
в
краеведческий
музей
9
История области, города и
1
Работа с музейными
района, запечатленная в
и
архивными
языке
материалами.
Научноисследовательские
работы.
Презентации.
14
Рефераты..
Экскурсия
в
краеведческий
музей.
10
Фольклорные материалы
(записанные
тексты
произведений
народного
2
Практикум
в
библиотеке,
устного
читальном зале
творчества
разных жанров).
11
Устные
источники
2
лингвокраеведения.
Практикум
аудированию
диктофонных
записей
Практический модуль “Алгоритмы поиска и обработки
лингвокраеведческой информации” (20 часов)
12
Уральская топонимия
2
Практикум
13
Уральская фитонимия
2
Практикум
14
Уральская антропонимия
2
Практикум
15
Демонологическая
2
Практикум
2
Практикум
1
Практикум
лексика Урала
16
Национально-культурная
идиоматика (устойчивые
выражения)
17
Фразеологизмы
15
по
сказочного
происхождения
18
Сакральные тексты Урала
2
Практикум
19
Лексикографическая
2
Практикум
2
Практикум
1
Круглый стол
обработка
собранного
материала
20
Компьютерная обработка
данных
лингвокраеведческого
исследования.
21
Итоговое
занятие:
Защита
Представление
исследовательской
рефератов,
работы за год
материалов
картотеки,
составленных
словарей.
Содержание программы
16
I. Введение (1 час).
Занятие №1 (1 час)
1.
Теоретический
блок:
Содержание
и
особенности
курса
лингвокраеведения. Понятийный аппарат исследования. Требования к
учащимся. Назначение курса, его связь с другими дисциплинами школьного
плана, с изучением русского языка и литературы.
2. Практический блок: Составление терминологического словаря;
Интернет-путешествие по Всероссийским и региональным конкурсам
научно-исследовательских работ (“Первые шаги”, конкурс им. Вернадского,
ВСШ и др.).
II.
Концептуальный
модуль
“Основные
рабочие
понятия
лингвокраеведческой исследовательской деятельности” (5 часов).
Занятие №2 (1 час)
Теоретический
блок:
Сведения
о
ведущих
направлениях
лингвокраеведческого исследования: ономастика, топонимия, зоонимия,
фитонимия, демонология; литературное краеведение; региональная лексика;
анализ живой разговорной лексики; фольклористика, лингвофольклористика,
этнография и др.
Практический блок: Определение уровня развития языковой личности
школьника,
выбор
направления
исследовательской
работы
по
лингвокраеведению.
Занятие №3 (1 час)
Теоретический
блок:
Основные
проблемы
современной
лингвокультурологии и этнолингвистики. Демонстрация возможностей
интерпретации диалектного материала в рамках лингвокультурологических и
этнолингвистических исследований.
Практический блок: Определение возможных вариантов решения
намеченных задач исследований по лингвокраеведению
17
Занятие №4 (1 час)
Теоретический блок:
Характеристика понятий: этнос, язык и культура, стереотип, традиция,
традиционная народная культура. Демонстрация устойчивости ритуалов и
обрядов на территории Урала в целом и Талицкого района Свердловской
области в частности.
Практический блок: Выбор темы исследования по лингвокраеведению,
определение предмета, объекта исследования. Распределение программ сбора
диалектного
материала
между
участниками
кружка
с
учетом
индивидуальных интересов.
Занятие №5 (1 час)
Теоретический блок:
Обоснование актуальности
исследования
диалектного материала в рамках кружка этнолингвистических исследований.
Знакомство учащихся с «наработками» уральской лингвистической школы, в
том числе – кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ, а также
со словарными материалами Областного Дома фольклора из серии
«Традиционная духовная культура Урала».
Занятие №6 (1 час)
Теоретический блок: Общее представление о методологии научного
исследования. Группы методов лингвокраеведческой работы.
Практический блок: Обобщение опыта экспедиции кафедры общего
языкознания и русского языка УрГПУ по гранту РГНФ (Российского
гуманитарного
научного
фонда)
в
Талицкий
район.
Постановка
и
определение цели и задач собственного исследования по данному курсу.
III. Методический модуль “Базы исследовательской работы по
лингвокраеведению” (8 часов)
18
Занятие №7 (2 часа)
Теоретический
информации.
блок:
Виды
Индивидуальная
источников
программа
лингвокраеведческой
лингвокраеведческого
исследования с учетом выбранного направления работы, темы, цели, задач
исследования. Группы письменных источников: справочная литература
(энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и
материалы. Технология работы с ними.
Практический блок: анализ первоисточников, введение приемов
блокнота, дневника, составление опросника по программе исследования и
т.п., записи живой речи на диктофон с последующей расшифровкой и
анализом.
Занятие № 8 (1час)
Теоретический блок: Вещественные источники: памятники природы,
строительные сооружения, памятники скульптуры, орудия труда, предметы
быта, народный костюм и т.д. Архивные документы.
Практический
блок:
отбор
необходимых
для
собственного
исследования методов, исходя из цели, задач и проблематики работы.
Анализ вещественных источников экспозиции краеведческого музея:
виртуальная экскурсия, сочинение-репортаж, описание, повествование,
элементы литературно-художественного эссе и др. (по выбору учащихся).
Занятие №9 (1 час)
Теоретический блок: История области, города и района, запечатленная
в языке
Практический
лингвокраеведческой
блок:
Определение
информации,
работа
видов
по
развитию
источников
навыков
библиографирования источников.
Занятие №10 (2 часа)
Теоретический блок: Фольклорные материалы (записанные тексты
произведений устного народного творчества разных жанров).
19
Практический
блок:
лингвокраеведческой
Определение
информации,
видов
работа
по
источников
развитию
навыков
библиографирования источников. Подбор текстов и др. иллюстративного
материала, относящихся к разным типам фольклорных источников.
Занятие №11 (2 часа)
Теоретический блок: Устные источники лингвокраеведения:
1) источники документального содержания (повседневная речь людей,
фразы, реплики, ответы, вопросы, содержание бесед, интервью, монологов,
диалогов, выступлений и т. п.);
2)
источники
литературно-художественного
содержания:
жанры
народной прозы (сказки, легенды, предания, былины, сказы, рассказы,
анекдоты,
суеверья,
предрассудки,
загадки,
пословицы,
поговорки,
прибаутки, поверья, считалки и др.); песенные жанры (песни, колядки,
причитания, частушки и др.).
IV. Практический модуль “Алгоритмы поиска и обработки
лингвокраеведческой информации” (20 часов)
Занятие №12 (2 часа)
Теоретический блок: Уральская топонимия. Варианты алгоритмов
сбора и обработки материала, отражающего специфику географических
наименований
Урала.
Историко-этническая
специфика
местных
географических названий. Вторичные уральские говоры как отражение
процессов, связанных с освоением территории русскими, культурноязыковая интерференция русской, тюркской и финно-угорской традиций
(аборигенного населения Урала).
Практический блок: самостоятельная практическая работа: поиск
литературы
по
теме,
анализ
словарей
и
подбор
собственного
иллюстративного материала. Картотека местных названий населенных
20
пунктов, улиц, водоемов и др. географических объектов и их интерпретация с
точки зрения отражения в названиях особенностей быта и менталитета
местных жителей.
Занятие № 13 (2 часа)
Теоретический блок: Уральская фитонимия. Словари, включающие
народные названия растений. Специфика и назначение каждого из видов
хранения информации. Технология работы с фитонимическим материалом.
Отражение в названиях растений мифологических представлений народа и
опыта культурно-практической деятельности. Работа с методическими
указаниями по сбору и обработке фитонимической лексики.
Практический блок: анализ словарей, выделение типов культурной
информации. Работа с контекстами употребления народных названий
растений, определение
степени
их
информативности,
достаточности/
недостаточности для создания полного представления о реалии, ее свойствах
и особенностях.
Занятие № 14 (2 часа)
Теоретический блок: Уральская антропонимия. Способы формирования
данных об имени собственном и его интерпретации с учетом стереотипов
национальной русской культуры.
Практический блок: анализ имен собственных, отражающих специфику
Талицкого района Свердловской области (имена, фамилии, прозвища), и их
оценочно-характеризующей
функции.
Определение
типов
культурной
информации, которая находит отражение в антропоними с.Смолинское и
МОУ «Смолинская СОШ».
Занятие № 15 (2 часа)
21
Теоретический блок: Демонологическая лексика Урала. Соотношение
понятий «язык – миф – культура». Языковая и концептуальная картины мира.
Отражение в языке этностереотипов сознания. Предания и верования,
магико-ритуальная традиция народной медицины, обрядов и др. типы
сакральной коммуникации.
Практический
блок:
Схема
описания
мифологических
(демонологических) персонажей. Источники демонологической лексики.
«Страшные истории» и персонажи народных быличек, бывальщин и
заговоров. Анализ демонологем по алгоритму.
Занятие № 16 (2 часа)
Теоретический
блок:
Национально-культурная
идиоматика
(устойчивые выражения) как часть этнолингвистических исследований. Типы
фразеологизмов.
Особенности
Лингвокультурная
информация,
Классификации
идиом.
фразеологического
содержащаяся
Источники
изучения
в
значения.
идиоматике.
национально-культурной
идиоматики.
Практический блок: Анализ фразеологизмов и других устойчивых
выражений, представленных в диалектных словарях лексики и фразеологии.
Подбор примеров идиом, функционирующих в говоре с.Смолинское.
Сопоставительная характеристика формы и содержания местных выражений
и зафиксированных в словарях разных типов.
Занятие № 17 (2 часа)
Теоретический блок: Фразеологизмы сказочного происхождения.
Особенности выделения фразеологических единиц из русской народной
сказки.
Возможности
использования
фразеологизмов
сказочного
происхождения для этнолингвистических исследований.
Практический блок: подбор примеров функционирования сказочных
оборотов в общенародном языке. Этимологический анализ (с помощью
22
словарей)
фразем
сказочного
поисхождения.
Написание
мини-работ
творческого характера с использованием сказочных фразем.
Занятие № 18 (2 часа)
Теоретический блок: Сакральные тексты Урала. Сакральные смыслы
традиционной народной культуры нерелигиозного содержания. Жанры
уральского фольклора сакрального содержания: приметы, страшилки,
заговоры, заклички, заклинания, былички и бывальщины и др. Методология
сбора и описания сакральных текстов.
Практический блок: Запись от информантов (жителей с. Смолинское)
текстов сакрального содержания, расшифровка диктофонных записей,
комментарии и классификация текстов по темам, жанрам, типу сакральной
информации и т.п.
Занятие № 19 (2 часа)
Теоретический
материала.
Анализ
блок:
Лексикографическая
словарных
дефиниций
обработка
словарей
собранного
разных
типов,
включающих диалектный лексический и фразеологический материал.
Использование
в
словарном
представлении
элементов
метаязыковой
рефлексии носителей говоров. Иллюстративный материал (контексты,
описание культурных традиций и пр.) как часть семантизации диалектных
языковых единиц.
Практический
блок:
Анализ
существующей
лексикографической
практики (по идеографическим, лингвокультурологическим, диалектным,
фразеологическим, толковым словарям), составление фрагментов словарей
разных типов по материалу, собранному учащимися самостоятельно по
программам исследовательской работы.
Занятие № 20 (2 часа)
23
Теоретический
блок:
Компьютерная
обработка
данных
лингвокраеведческого исследования. Технологии компьютерной обработки
словарных материалов. Система ссылок. Типы толкований. Структура
словарной статьи и способы представления ее частей в электронном
варианте.
Практический
блок:
лексикографический
тренинг
по
созданию
компьютерной базы данных, использование системы гиперссылок для
оптимизации
лексикографической
обработки.
Создание
словника
и
словарной дефиниции.
Занятие № 21 (1 час)
Теоретический блок: Защита исследовательской работы за год
Практический
блок:
Круглый
стол.
Представление
рефератов,
материалов картотеки, составленных словарей. Обсуждение результатов
работы кружка этнолингвистических исследований.
Формы проведения занятий:
лекции;
музейные,
практикумы;
занятия;
информационными
работа
презентации;
с
ресурсами;
экскурсии;
источниками,
диктофонная
библиотечные,
словарями,
запись
и
картотекой,
расшифровка
собранных в полевых условиях материалов.
Форма отчетности по курсу:
разработка собственного лингвокраеведческого исследования, защита
реферата, представление картотеки материалов (по выбору учащегося).
Программно-техническое сопровождение курса:
компьютер, проекционная система, принтер, телевизор, DVD, цифровая
фотокамера, диктофон; программные продукты (Microsoft Windows XP,
Microsoft Office).
24
Методическое обеспечение
1.
Коновалова
Н.И.
Методические
рекомендации
к
сбору
диалектной лексики по теме «Фитонимика говоров Среднего Урала». –
Екатеринбург, 1994.
2.
Образцы первичной словарной обработки демонологической
лексики / Составитель: Федореева Л.М.
3.
Схема описания живых/предметных объектов демонологической
природы / Составитель: Виноградова Л.Н.
4.
Федореева Л.М. Лингвокультурологический комментарий единиц
диалектной речи (слова, устойчивые сочетания, тексты): диссертация на
соискание академической степени магистра филологии. – Екатеринбург,
2006.
5.
Федореева Л.М. Программа работы кружка этнолингвистических
исследований «КЭтлИ». – Смолинское, 2008.
6.
Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации
экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Серия
“Библиотека Федеральной программы развития образования”. – М.: Изд. Дом
“Новый учебник”, 2003.
25