МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ "СМОЛИНСКАЯ СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4284462) предпрофильного курса «Лингвокраеведение» для обучающихся 8 класса село Смолинское 2024 Пояснительная записка С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов все участники образовательных отношений столкнулись со множеством нововведений, касающихся в том числе внеурочной деятельности в школе. Внеурочная деятельность— это часть образовательной программы, направленная на достижение личностных и метапредметных результатов. Она дополняет учебный процесс и стимулирует учеников к саморазвитию и самореализации. Программа «Лингвокраеведение» является авторской и представляет собой вариант программы по организации внеурочной деятельности школьников на основе изучения краеведческого материала в рамках предпрофильного класса. Один из авторитетнейших ученых, основатель воронежской школы лингвокраеведения профессор Г.Ф. Ковалев писал: «Возрождение России – проблема не столько экономики, сколько духовной жизни. Это, прежде всего, возрождение духовных традиций русского народа, бережное отношение к языковому и литературному наследию, накопленному нашими предками в течение многовекового исторического процесса созревания и существования русской нации, вобравшей в себя лучшие этнокультурные признаки не только славянства, но и всех соседних наций…» (Ковалев, 2005, с.3). Лингвокраеведческие исследования – эффективный способ комплексной работы по развитию интереса учащихся к изучению русского языка и литературы, а также по формированию истинных патриотических качеств: любви к своей семье, родному дому, месту, где родился и вырос, своей стране. Лингвокраеведение подразумевает изучение лингвистических явлений на территории малой родины, родного края. В свою очередь, лингвистические явления – это отражение всего, что может быть выражено в слове, т.е. вся наша жизнь. Таким образом, привлекая учащихся к языковым 2 исследованиям родного края, педагог решает несколько немаловажных задач: во-первых, собирание уникального местного языкового материала (местных названий предметов, явлений, людей, животных, географических объектов и т.д.). Во-вторых, реализация в педагогической деятельности «ситуации успеха», когда каждый из исследователей чувствует необходимость своего участия в общем деле. В современной методике постепенно утверждается культуроведческий аспект преподавания русского языка. Сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к национально-культурным ценностям. Актуальность: Актуальность, педагогическая целесообразность Программа актуальна тем, что у школьников есть возможность совершенствовать и закреплять полученные ранее знания. Учитывая интересы и желания детей, можно варьировать занятия, заменяя один вид деятельности другим. В процессе организации работы обучающиеся развивают проектные умения и навыки, умения работы на компьютере. На занятиях обучающиеся познакомятся с навыками поиска информации в различных источниках, в том числе, через ресурсы Интернета, организацией наблюдения и проведения исследования, постановки гипотез и проблемных вопросов, правилами оформления и защиты проекта. Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей среднего школьного возраста, так как учтены психологические особенности школьника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание программы отображает круг интересов ребенка данного возраста. В этих условиях внедрение в практику личностно-ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий – исследовательская деятельность. Это наиболее эффективный путь познания 3 и целый ряд исследовательских методов и подходов является универсальными, общими для любого вида деятельности и, следовательно, знание их поможет учащимся, какой бы дальнейший путь они ни выбрали. Вид программы: надпредметная, предпрофильная Предмет (предметная область), на которую нацелен курс: лингвокраеведение. Время, затрачиваемое на обучение: 34 часа. Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся системы знаний, умений, навыков в сфере лингвокраеведения через развитие навыков исследовательской работы и информационной культуры личности. Цель требует решения следующих задач: сформировать умения и навыки исследовательской деятельности по лингвокраеведению; научить работать с различными источниками и базами информации; формировать информационную компетенцию учащихся. содействовать становлению личности учащихся через исследовательскую деятельность, развивать потребность к саморазвитию в овладении диалоговой культуры с окружающими людьми, миром. приобщать подростков, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат этой деятельности (к самостоятельному добыванию знаний). Критерии успешности программы Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся будут знать: Направления исследовательской работы в области лингвокраеведения; Структуру исследовательской работы; Виды исследовательских работ (доклад, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научный отчет, научная статья, реферат, 4 лексикографическая обработка материала, создание картотеки диалектных языковых единиц); Основные понятия: идиома (устойчивое выражение), лексема, демонологема, фитоним, топоним, антропоним, языковая картина мира, менталитет, концептуальная картина мира, ключевое слово, метод исследования, лексикография, словарная дефиниция, объект исследования, предмет исследования, стереотип, лингвокультурология, этнолингвистика, этнос и культура; Источники и базы информации: диалектные, этнолингвистические и лингвокультурологические словари, контексты из речи информантов, научные и учебно-методические публикации по теме исследовательской работы; Электронный поиск информационных ресурсов. Учащиеся должны уметь: составлять план исследования по лингвокраеведению; оперировать понятийным аппаратом, работать с источниками и базами информации; пользоваться алгоритмами поиска необходимой информации составлять библиографию информационного источника; выполнять различные виды исследовательской работы; оформлять исследовательскую работу, представлять результаты в виде реферата, статьи, картотеки, словарной дефиниции. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: нахождения и применения информации, включая лингвокраеведческие информационные системы и ресурсы Интернета; готовности к исследовательской определенных знаний и умений); обучения в высших учебных заведениях. 5 деятельности (наличие Принципы построения программы Программа «Лингвокраеведение.» построена на основе следующих принципов: 1. Дифференцированный подход. Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества. Учитывается индивидуальность каждого ребенка. Системность подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения. Обучение ведется последовательно «от простого - к сложному» . Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста детей. 2. Наглядность. При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал. 3. Активность и сознательность. Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке. 4. Креативности. Творческий подход к решению поставленных задач. 5. Проблемного обучения. Создание проблемной ситуации позволяет школьникам самостоятельно искать решение поставленной задачи. 6. Научности и достоверности Развитие у учащихся умений и навыков научного поиска. Внедрение элементов проблемности в исследовательских и практических работах. Обучение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный 6 спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу. 7. Результативность, завершенность обучения. Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией фактов усвоения: диагностика, формирующее оценивание, защита проекта в виде конкурса, праздника, показа видеофильма, спектакля. Применяются в практической работе: аналогии, сравнения, сопоставления, поиск, исследования, наблюдения, обобщение. 8. Связь теории с практикой. Каждый блок программы заканчивается подготовкой и проведением защиты проекта, где школьники на практике могут показать свои знания, сделать выставку работ. 9. Единства развивающей и диагностирующей функции. Тестирование, диагностические проанализировать степень задания, овладения позволяющие детьми содержания образовательной программы, оценить их творчество. На основе принципов построения программы определяются приемы и методы обучения и воспитания. Методы Для реализации программы используются следующие методы: методы активного обучения (проблема, проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссия, мозговой штурм); словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог); наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование, экскурсии); проектирования (создание проектного продукта); исследовательский (проведение исследования, оформление результатов); информационные (работа с библиотечным фондом и электронными носителями, посещение библиотеки, поиск материала в Интернете); 7 практические (оформление документов, таблиц, буклетов, презентаций на компьютере); наглядность (фотографии, презентации, схемы, таблицы); оценивания процесса выполнения (формирующее оценивание, подведение итогов работы над проектом); стимулирования и мотивации (убеждение, пример, поощрение размещение работ учеников на сайте класса, в сетевых региональных проектах, публикации в СМИ). Содержание программы спецкурса включает теоретические, практические занятия и занятия исследовательского типа. Теоретические занятия посвящены изучению лингвистических фактов, классификации топонимов, их основных признаков. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление. Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в определении топонимических особенностей и учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, печатными изданиями. На занятиях исследовательского типа (интервью, сбор информации, работа с источниками, анкетирование) происходит обучение ведению тематической беседы (опроса), поисковая работа и сбор фактического материала для научных проектов. Данный курс имеет практическую направленность, так как учащиеся: совершенствуют знания о лингвистических фактах языка, 1) овладевают навыками сбора информации; 2) углубляют знания об основных понятиях лингвистики и учатся сопоставлять факты топонимических названий; 3) учатся извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и справочников. Место курса 8 Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, этнография и др. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал. Изучение курса на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Курс «Лингвокраеведение» входит в научно-познавательное направление внеурочной деятельности в рамках предпрофильного класса для обучающихся 8 класса и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Достижение обучающимися личностных результатов У школьников будут сформированы: -уважительное и бережное отношение к народной культуре, историческому наследию; - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей; - эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; - интерес к истории языка, любовь и уважение к родному краю. - устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению; Обучающиеся получат возможность для формирования: - умения общаться с людьми разных поколений. - устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. \ Достижение обучающимися метапредметных результатов Программа развития универсальных учебных действий Коммуникативные универсальные учебные действия 9 Школьник научится: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; Обучающиеся получат возможность научиться: - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию. Регулятивные универсальные учебные действия Школьник научится: - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планировать пути достижения целей. Обучающиеся получат возможность научиться: - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Познавательные универсальные учебные действия Школьник научится: - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; –использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при изучении других школьных дисциплин; 10 - объяснять, анализировать языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования; - основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; - структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное. Обучающиеся получат возможность научиться: –применять навыки научно-исследовательской работы в освоении дисциплин школьного курса; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения –использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при изучении других школьных дисциплин. Предметные: Школьник научится: –правильно определять диалектные особенности речи, опираясь на знание литературного языка; - отличать диалектную лексику и фразеологию, фонетические и грамматические особенности говоров Урала, язык произведений устного народного творчества, Обучающиеся получат возможность научиться: - приемам лингвистического исследования, поисковой работы, приобретёт навыки литературно - краеведческой и лингвистической работы у учащихся. Система оценки достижения планируемых результатов 1. Оценивается любое, особенно успешное действие. 11 2. Ученик и учитель по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную оценку. 3. Основными составляющими являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки, фиксация результатов контроля, дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности. Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, выступление – презентацию по изученному материалу. Учебно-тематический план программы 12 № Дата Тема Кол-во часов Формы организации учебной деятельности 1 Введение. 1 Содержание и с элементами особенности курса. Понятийный Лекция презентации аппарат исследования. Концептуальный модуль “Основные рабочие понятия лингвокраеведческой исследовательской деятельности”(5 часов) 2 Сведения о ведущих 1 Лекция направлениях элементами лингвокраеведческого презентации с исследования. 3 Основные проблемы 1 современной Лекция с элементами лингвокультурологии и презентации этнолингвистики. 4 Характеристика понятий: 1 Лекция этнос, язык и культура, элементами стереотип, традиция, практикума традиционная народная с культура 5 Обоснование 1 актуальности Лекция элементами 13 с исследования практикума диалектного материала в рамках кружка этнолингвистических исследований. 6 Общее представление о методологии исследования. 1 Деловая игра научного Группы методов лингвокраеведческой работы. Методический модуль “Базы исследовательской работы по лингвокраеведению” (8 часов) 7 Виды источников 2 Практикум 1 Экскурсия лингвокраеведческой информации. 8 Вещественные источники. Архивные документы. в краеведческий музей 9 История области, города и 1 Работа с музейными района, запечатленная в и архивными языке материалами. Научноисследовательские работы. Презентации. 14 Рефераты.. Экскурсия в краеведческий музей. 10 Фольклорные материалы (записанные тексты произведений народного 2 Практикум в библиотеке, устного читальном зале творчества разных жанров). 11 Устные источники 2 лингвокраеведения. Практикум аудированию диктофонных записей Практический модуль “Алгоритмы поиска и обработки лингвокраеведческой информации” (20 часов) 12 Уральская топонимия 2 Практикум 13 Уральская фитонимия 2 Практикум 14 Уральская антропонимия 2 Практикум 15 Демонологическая 2 Практикум 2 Практикум 1 Практикум лексика Урала 16 Национально-культурная идиоматика (устойчивые выражения) 17 Фразеологизмы 15 по сказочного происхождения 18 Сакральные тексты Урала 2 Практикум 19 Лексикографическая 2 Практикум 2 Практикум 1 Круглый стол обработка собранного материала 20 Компьютерная обработка данных лингвокраеведческого исследования. 21 Итоговое занятие: Защита Представление исследовательской рефератов, работы за год материалов картотеки, составленных словарей. Содержание программы 16 I. Введение (1 час). Занятие №1 (1 час) 1. Теоретический блок: Содержание и особенности курса лингвокраеведения. Понятийный аппарат исследования. Требования к учащимся. Назначение курса, его связь с другими дисциплинами школьного плана, с изучением русского языка и литературы. 2. Практический блок: Составление терминологического словаря; Интернет-путешествие по Всероссийским и региональным конкурсам научно-исследовательских работ (“Первые шаги”, конкурс им. Вернадского, ВСШ и др.). II. Концептуальный модуль “Основные рабочие понятия лингвокраеведческой исследовательской деятельности” (5 часов). Занятие №2 (1 час) Теоретический блок: Сведения о ведущих направлениях лингвокраеведческого исследования: ономастика, топонимия, зоонимия, фитонимия, демонология; литературное краеведение; региональная лексика; анализ живой разговорной лексики; фольклористика, лингвофольклористика, этнография и др. Практический блок: Определение уровня развития языковой личности школьника, выбор направления исследовательской работы по лингвокраеведению. Занятие №3 (1 час) Теоретический блок: Основные проблемы современной лингвокультурологии и этнолингвистики. Демонстрация возможностей интерпретации диалектного материала в рамках лингвокультурологических и этнолингвистических исследований. Практический блок: Определение возможных вариантов решения намеченных задач исследований по лингвокраеведению 17 Занятие №4 (1 час) Теоретический блок: Характеристика понятий: этнос, язык и культура, стереотип, традиция, традиционная народная культура. Демонстрация устойчивости ритуалов и обрядов на территории Урала в целом и Талицкого района Свердловской области в частности. Практический блок: Выбор темы исследования по лингвокраеведению, определение предмета, объекта исследования. Распределение программ сбора диалектного материала между участниками кружка с учетом индивидуальных интересов. Занятие №5 (1 час) Теоретический блок: Обоснование актуальности исследования диалектного материала в рамках кружка этнолингвистических исследований. Знакомство учащихся с «наработками» уральской лингвистической школы, в том числе – кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ, а также со словарными материалами Областного Дома фольклора из серии «Традиционная духовная культура Урала». Занятие №6 (1 час) Теоретический блок: Общее представление о методологии научного исследования. Группы методов лингвокраеведческой работы. Практический блок: Обобщение опыта экспедиции кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ по гранту РГНФ (Российского гуманитарного научного фонда) в Талицкий район. Постановка и определение цели и задач собственного исследования по данному курсу. III. Методический модуль “Базы исследовательской работы по лингвокраеведению” (8 часов) 18 Занятие №7 (2 часа) Теоретический информации. блок: Виды Индивидуальная источников программа лингвокраеведческой лингвокраеведческого исследования с учетом выбранного направления работы, темы, цели, задач исследования. Группы письменных источников: справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и материалы. Технология работы с ними. Практический блок: анализ первоисточников, введение приемов блокнота, дневника, составление опросника по программе исследования и т.п., записи живой речи на диктофон с последующей расшифровкой и анализом. Занятие № 8 (1час) Теоретический блок: Вещественные источники: памятники природы, строительные сооружения, памятники скульптуры, орудия труда, предметы быта, народный костюм и т.д. Архивные документы. Практический блок: отбор необходимых для собственного исследования методов, исходя из цели, задач и проблематики работы. Анализ вещественных источников экспозиции краеведческого музея: виртуальная экскурсия, сочинение-репортаж, описание, повествование, элементы литературно-художественного эссе и др. (по выбору учащихся). Занятие №9 (1 час) Теоретический блок: История области, города и района, запечатленная в языке Практический лингвокраеведческой блок: Определение информации, работа видов по развитию источников навыков библиографирования источников. Занятие №10 (2 часа) Теоретический блок: Фольклорные материалы (записанные тексты произведений устного народного творчества разных жанров). 19 Практический блок: лингвокраеведческой Определение информации, видов работа по источников развитию навыков библиографирования источников. Подбор текстов и др. иллюстративного материала, относящихся к разным типам фольклорных источников. Занятие №11 (2 часа) Теоретический блок: Устные источники лингвокраеведения: 1) источники документального содержания (повседневная речь людей, фразы, реплики, ответы, вопросы, содержание бесед, интервью, монологов, диалогов, выступлений и т. п.); 2) источники литературно-художественного содержания: жанры народной прозы (сказки, легенды, предания, былины, сказы, рассказы, анекдоты, суеверья, предрассудки, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, поверья, считалки и др.); песенные жанры (песни, колядки, причитания, частушки и др.). IV. Практический модуль “Алгоритмы поиска и обработки лингвокраеведческой информации” (20 часов) Занятие №12 (2 часа) Теоретический блок: Уральская топонимия. Варианты алгоритмов сбора и обработки материала, отражающего специфику географических наименований Урала. Историко-этническая специфика местных географических названий. Вторичные уральские говоры как отражение процессов, связанных с освоением территории русскими, культурноязыковая интерференция русской, тюркской и финно-угорской традиций (аборигенного населения Урала). Практический блок: самостоятельная практическая работа: поиск литературы по теме, анализ словарей и подбор собственного иллюстративного материала. Картотека местных названий населенных 20 пунктов, улиц, водоемов и др. географических объектов и их интерпретация с точки зрения отражения в названиях особенностей быта и менталитета местных жителей. Занятие № 13 (2 часа) Теоретический блок: Уральская фитонимия. Словари, включающие народные названия растений. Специфика и назначение каждого из видов хранения информации. Технология работы с фитонимическим материалом. Отражение в названиях растений мифологических представлений народа и опыта культурно-практической деятельности. Работа с методическими указаниями по сбору и обработке фитонимической лексики. Практический блок: анализ словарей, выделение типов культурной информации. Работа с контекстами употребления народных названий растений, определение степени их информативности, достаточности/ недостаточности для создания полного представления о реалии, ее свойствах и особенностях. Занятие № 14 (2 часа) Теоретический блок: Уральская антропонимия. Способы формирования данных об имени собственном и его интерпретации с учетом стереотипов национальной русской культуры. Практический блок: анализ имен собственных, отражающих специфику Талицкого района Свердловской области (имена, фамилии, прозвища), и их оценочно-характеризующей функции. Определение типов культурной информации, которая находит отражение в антропоними с.Смолинское и МОУ «Смолинская СОШ». Занятие № 15 (2 часа) 21 Теоретический блок: Демонологическая лексика Урала. Соотношение понятий «язык – миф – культура». Языковая и концептуальная картины мира. Отражение в языке этностереотипов сознания. Предания и верования, магико-ритуальная традиция народной медицины, обрядов и др. типы сакральной коммуникации. Практический блок: Схема описания мифологических (демонологических) персонажей. Источники демонологической лексики. «Страшные истории» и персонажи народных быличек, бывальщин и заговоров. Анализ демонологем по алгоритму. Занятие № 16 (2 часа) Теоретический блок: Национально-культурная идиоматика (устойчивые выражения) как часть этнолингвистических исследований. Типы фразеологизмов. Особенности Лингвокультурная информация, Классификации идиом. фразеологического содержащаяся Источники изучения в значения. идиоматике. национально-культурной идиоматики. Практический блок: Анализ фразеологизмов и других устойчивых выражений, представленных в диалектных словарях лексики и фразеологии. Подбор примеров идиом, функционирующих в говоре с.Смолинское. Сопоставительная характеристика формы и содержания местных выражений и зафиксированных в словарях разных типов. Занятие № 17 (2 часа) Теоретический блок: Фразеологизмы сказочного происхождения. Особенности выделения фразеологических единиц из русской народной сказки. Возможности использования фразеологизмов сказочного происхождения для этнолингвистических исследований. Практический блок: подбор примеров функционирования сказочных оборотов в общенародном языке. Этимологический анализ (с помощью 22 словарей) фразем сказочного поисхождения. Написание мини-работ творческого характера с использованием сказочных фразем. Занятие № 18 (2 часа) Теоретический блок: Сакральные тексты Урала. Сакральные смыслы традиционной народной культуры нерелигиозного содержания. Жанры уральского фольклора сакрального содержания: приметы, страшилки, заговоры, заклички, заклинания, былички и бывальщины и др. Методология сбора и описания сакральных текстов. Практический блок: Запись от информантов (жителей с. Смолинское) текстов сакрального содержания, расшифровка диктофонных записей, комментарии и классификация текстов по темам, жанрам, типу сакральной информации и т.п. Занятие № 19 (2 часа) Теоретический материала. Анализ блок: Лексикографическая словарных дефиниций обработка словарей собранного разных типов, включающих диалектный лексический и фразеологический материал. Использование в словарном представлении элементов метаязыковой рефлексии носителей говоров. Иллюстративный материал (контексты, описание культурных традиций и пр.) как часть семантизации диалектных языковых единиц. Практический блок: Анализ существующей лексикографической практики (по идеографическим, лингвокультурологическим, диалектным, фразеологическим, толковым словарям), составление фрагментов словарей разных типов по материалу, собранному учащимися самостоятельно по программам исследовательской работы. Занятие № 20 (2 часа) 23 Теоретический блок: Компьютерная обработка данных лингвокраеведческого исследования. Технологии компьютерной обработки словарных материалов. Система ссылок. Типы толкований. Структура словарной статьи и способы представления ее частей в электронном варианте. Практический блок: лексикографический тренинг по созданию компьютерной базы данных, использование системы гиперссылок для оптимизации лексикографической обработки. Создание словника и словарной дефиниции. Занятие № 21 (1 час) Теоретический блок: Защита исследовательской работы за год Практический блок: Круглый стол. Представление рефератов, материалов картотеки, составленных словарей. Обсуждение результатов работы кружка этнолингвистических исследований. Формы проведения занятий: лекции; музейные, практикумы; занятия; информационными работа презентации; с ресурсами; экскурсии; источниками, диктофонная библиотечные, словарями, запись и картотекой, расшифровка собранных в полевых условиях материалов. Форма отчетности по курсу: разработка собственного лингвокраеведческого исследования, защита реферата, представление картотеки материалов (по выбору учащегося). Программно-техническое сопровождение курса: компьютер, проекционная система, принтер, телевизор, DVD, цифровая фотокамера, диктофон; программные продукты (Microsoft Windows XP, Microsoft Office). 24 Методическое обеспечение 1. Коновалова Н.И. Методические рекомендации к сбору диалектной лексики по теме «Фитонимика говоров Среднего Урала». – Екатеринбург, 1994. 2. Образцы первичной словарной обработки демонологической лексики / Составитель: Федореева Л.М. 3. Схема описания живых/предметных объектов демонологической природы / Составитель: Виноградова Л.Н. 4. Федореева Л.М. Лингвокультурологический комментарий единиц диалектной речи (слова, устойчивые сочетания, тексты): диссертация на соискание академической степени магистра филологии. – Екатеринбург, 2006. 5. Федореева Л.М. Программа работы кружка этнолингвистических исследований «КЭтлИ». – Смолинское, 2008. 6. Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Серия “Библиотека Федеральной программы развития образования”. – М.: Изд. Дом “Новый учебник”, 2003. 25