Рабочая программа по предпрофильному курсу Лингвокраеведение 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "СМОЛИНСКАЯ СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4284462)
предпрофильного курса «Лингвокраеведение»
для обучающихся 8 класса

село Смолинское 2024

Пояснительная записка
С

введением

новых

Федеральных

государственных

образовательных стандартов все участники образовательных отношений
столкнулись со множеством нововведений, касающихся в том числе
внеурочной деятельности в школе.
Внеурочная деятельность— это часть образовательной программы,
направленная на достижение личностных и метапредметных результатов.
Она дополняет учебный процесс и стимулирует учеников к саморазвитию и
самореализации.
Программа «Лингвокраеведение» является авторской и представляет
собой вариант программы по организации внеурочной деятельности
школьников на основе изучения краеведческого материала в рамках
предпрофильного класса.
Один из авторитетнейших ученых, основатель воронежской школы
лингвокраеведения профессор Г.Ф. Ковалев писал: «Возрождение России –
проблема не столько экономики, сколько духовной жизни. Это, прежде всего,
возрождение духовных традиций русского народа, бережное отношение к
языковому и литературному наследию, накопленному нашими предками в
течение многовекового исторического процесса созревания и существования
русской нации, вобравшей в себя лучшие этнокультурные признаки не
только славянства, но и всех соседних наций…» (Ковалев, 2005, с.3).
Лингвокраеведческие

исследования

–

эффективный

способ

комплексной работы по развитию интереса учащихся к изучению русского
языка и литературы, а также по формированию истинных патриотических
качеств: любви к своей семье, родному дому, месту, где родился и вырос,
своей стране.
Лингвокраеведение подразумевает изучение лингвистических явлений
на

территории

малой

родины,

родного

края.

В

свою

очередь,

лингвистические явления – это отражение всего, что может быть выражено в
слове, т.е. вся наша жизнь. Таким образом, привлекая учащихся к языковым
2

исследованиям родного края, педагог решает несколько немаловажных задач:
во-первых, собирание уникального местного языкового материала (местных
названий предметов, явлений, людей, животных, географических объектов и
т.д.). Во-вторых, реализация в педагогической деятельности «ситуации
успеха», когда каждый из исследователей чувствует необходимость своего
участия в общем деле.
В современной методике постепенно утверждается культуроведческий
аспект преподавания русского языка. Сегодня нельзя обучать, не обращаясь к
прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к
национально-культурным ценностям.
Актуальность: Актуальность, педагогическая целесообразность
Программа актуальна тем, что у школьников есть возможность
совершенствовать и закреплять полученные ранее знания. Учитывая
интересы и желания детей, можно варьировать занятия, заменяя один вид
деятельности другим.
В процессе организации работы обучающиеся развивают проектные
умения и навыки, умения работы на компьютере. На занятиях обучающиеся
познакомятся с навыками поиска информации в различных источниках, в
том числе, через ресурсы Интернета, организацией наблюдения и проведения
исследования, постановки гипотез и проблемных вопросов, правилами
оформления и защиты проекта.
Предлагаемые

в

программе

виды

деятельности

являются

целесообразными для детей среднего школьного возраста, так как учтены
психологические особенности школьника, уровень умений и навыков
обучающихся, а содержание программы отображает круг интересов ребенка
данного возраста.
В этих условиях внедрение в практику личностно-ориентированных
педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий
– исследовательская деятельность. Это наиболее эффективный путь познания
3

и

целый

ряд

исследовательских

методов

и

подходов

является

универсальными, общими для любого вида деятельности и, следовательно,
знание их поможет учащимся, какой бы дальнейший путь они ни выбрали.
Вид программы: надпредметная, предпрофильная
Предмет

(предметная

область),

на

которую

нацелен

курс:

лингвокраеведение.
Время, затрачиваемое на обучение: 34 часа.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся
системы знаний, умений, навыков в сфере лингвокраеведения через развитие
навыков исследовательской работы и информационной культуры личности.
Цель требует решения следующих задач:


сформировать умения и навыки исследовательской деятельности

по лингвокраеведению;


научить

работать

с

различными

источниками

и

базами

информации;


формировать информационную компетенцию учащихся.



содействовать

становлению

личности

учащихся

через

исследовательскую деятельность, развивать потребность к саморазвитию в
овладении диалоговой культуры с окружающими людьми, миром.


приобщать подростков, склонных к научной деятельности, к

плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат этой
деятельности (к самостоятельному добыванию знаний).
Критерии успешности программы
Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся будут
знать:


Направления

исследовательской

работы

в

области

лингвокраеведения;


Структуру исследовательской работы;



Виды исследовательских работ (доклад, стендовый доклад,

литературный обзор, рецензия, научный отчет, научная статья, реферат,
4

лексикографическая обработка материала, создание картотеки диалектных
языковых единиц);


Основные понятия: идиома (устойчивое выражение), лексема,

демонологема, фитоним, топоним, антропоним, языковая картина мира,
менталитет,

концептуальная

картина

мира,

ключевое

слово,

метод

исследования, лексикография, словарная дефиниция, объект исследования,
предмет исследования, стереотип, лингвокультурология, этнолингвистика,
этнос и культура;


Источники

и

базы

информации:

диалектные,

этнолингвистические и лингвокультурологические словари, контексты из
речи информантов, научные и учебно-методические публикации по теме
исследовательской работы;


Электронный поиск информационных ресурсов.

Учащиеся должны уметь:


составлять план исследования по лингвокраеведению;



оперировать понятийным аппаратом,



работать с источниками и базами информации;



пользоваться алгоритмами поиска необходимой информации



составлять библиографию информационного источника;



выполнять различные виды исследовательской работы;



оформлять исследовательскую работу,



представлять результаты в виде реферата, статьи, картотеки,

словарной дефиниции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:


нахождения

и

применения

информации,

включая

лингвокраеведческие информационные системы и ресурсы Интернета;


готовности

к

исследовательской

определенных знаний и умений);
обучения в высших учебных заведениях.
5

деятельности

(наличие

Принципы построения программы
Программа «Лингвокраеведение.» построена на основе следующих
принципов:
1. Дифференцированный подход.
 Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на
началах сотрудничества.
 Учитывается индивидуальность каждого ребенка.


Системность подхода к решению теоретических и практических
вопросов

различных

составляющих

дифференцированного

обучения.
 Обучение ведется последовательно «от простого - к сложному» .
 Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста
детей.
2. Наглядность.
 При обучении используется красочный демонстрационный и
раздаточный материал.
3. Активность и сознательность.
 Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке.
4. Креативности.
 Творческий подход к решению поставленных задач.
5. Проблемного обучения.
 Создание

проблемной

ситуации

позволяет

школьникам

самостоятельно искать решение поставленной задачи.
6. Научности и достоверности
 Развитие у учащихся умений и навыков научного поиска.


Внедрение элементов проблемности в исследовательских

и

практических работах.


Обучение

умению

наблюдать

явления,

фиксировать

и

анализировать результаты наблюдений, умению вести научный
6

спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать
научную литературу.
7. Результативность, завершенность обучения.
 Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и
последующим осуществляется с обязательной фиксацией фактов
усвоения: диагностика, формирующее оценивание, защита проекта в
виде конкурса, праздника, показа видеофильма, спектакля.
 Применяются

в

практической

работе:

аналогии,

сравнения,

сопоставления, поиск, исследования, наблюдения, обобщение.
8. Связь теории с практикой.
 Каждый

блок

программы

заканчивается

подготовкой

и

проведением защиты проекта, где школьники на практике могут
показать свои знания, сделать выставку работ.
9. Единства развивающей и диагностирующей функции.
 Тестирование,

диагностические

проанализировать

степень

задания,

овладения

позволяющие

детьми

содержания

образовательной программы, оценить их творчество.
На основе принципов построения программы определяются приемы и
методы обучения и воспитания.
Методы
Для реализации программы используются следующие методы:
 методы

активного

обучения

(проблема,

проблемный

вопрос,

проблемная ситуация, дискуссия, мозговой штурм);
 словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог);
 наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование, экскурсии);
 проектирования (создание проектного продукта);
 исследовательский

(проведение

исследования,

оформление

результатов);
 информационные (работа с библиотечным фондом и электронными
носителями, посещение библиотеки, поиск материала в Интернете);
7

 практические

(оформление

документов,

таблиц,

буклетов,

презентаций на компьютере);
 наглядность (фотографии, презентации, схемы, таблицы);
 оценивания

процесса

выполнения

(формирующее

оценивание,

подведение итогов работы над проектом);
 стимулирования

и

мотивации

(убеждение,

пример,

поощрение

размещение работ учеников на сайте класса, в сетевых региональных
проектах, публикации в СМИ).
Содержание

программы

спецкурса

включает

теоретические,

практические занятия и занятия исследовательского типа.
Теоретические занятия посвящены изучению лингвистических фактов,
классификации

топонимов, их основных признаков. В ходе лекционного

изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их
осмысление.
Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на
них учащиеся практикуются в определении топонимических особенностей и
учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, печатными
изданиями.
На занятиях исследовательского типа (интервью, сбор информации,
работа с источниками, анкетирование) происходит обучение ведению
тематической беседы (опроса), поисковая работа и сбор фактического
материала для научных проектов.
Данный курс имеет практическую направленность, так как учащиеся:
совершенствуют знания о лингвистических фактах языка,
1) овладевают навыками сбора информации;
2) углубляют знания об основных понятиях лингвистики и учатся
сопоставлять факты топонимических названий;
3) учатся извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей
и справочников.
Место курса
8

Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном
подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей
знаний, как география, история, этнография и др.
Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во
взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные
элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и
развивающий потенциал.
Изучение курса на первоначальном этапе обучения является
особенно актуальным.
Курс «Лингвокраеведение» входит в научно-познавательное направление
внеурочной деятельности в рамках предпрофильного

класса

для

обучающихся 8 класса и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Достижение обучающимися личностных результатов
У школьников будут сформированы:
-уважительное и бережное отношение к народной культуре, историческому
наследию;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- интерес к истории языка, любовь и уважение к родному краю.
- устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- умения общаться с людьми разных поколений.
- устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
\
Достижение обучающимися метапредметных результатов
Программа развития универсальных учебных действий
Коммуникативные универсальные учебные действия
9

Школьник научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы.
Познавательные универсальные учебные действия
Школьник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
–использовать систематизированные теоретические и практические знания
гуманитарных наук при изучении других школьных дисциплин;
10

- объяснять, анализировать языковые явления, процессы, выявляемые в ходе
исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и
второстепенное.
Обучающиеся получат возможность научиться:
–применять навыки научно-исследовательской работы в освоении дисциплин
школьного курса;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения
–использовать систематизированные теоретические и практические знания
гуманитарных наук при изучении других школьных дисциплин.
Предметные:
Школьник научится:
–правильно определять диалектные особенности речи, опираясь на знание
литературного языка;
- отличать диалектную лексику и фразеологию, фонетические и
грамматические особенности говоров Урала, язык произведений устного
народного творчества,
Обучающиеся получат возможность научиться:
- приемам лингвистического исследования, поисковой работы, приобретёт
навыки литературно - краеведческой и лингвистической работы у учащихся.

Система оценки достижения планируемых результатов
1.

Оценивается любое, особенно успешное действие.

11

2.

Ученик и учитель по возможности определяют оценку в диалоге

(внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано
оспорить выставленную оценку.
3. Основными составляющими являются: развитие у учащихся умений
самоконтроля и самооценки, фиксация результатов контроля,
дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой
культуры будет осуществляться через блок диагностических методик,
выступление – презентацию по изученному материалу.

Учебно-тематический план программы

12

№

Дата

Тема

Кол-во
часов

Формы
организации
учебной
деятельности

1

Введение.

1

Содержание

и

с

элементами

особенности курса.
Понятийный

Лекция
презентации

аппарат

исследования.
Концептуальный

модуль

“Основные

рабочие

понятия

лингвокраеведческой исследовательской деятельности”(5 часов)
2

Сведения

о

ведущих

1

Лекция

направлениях

элементами

лингвокраеведческого

презентации

с

исследования.
3

Основные

проблемы

1

современной

Лекция

с

элементами

лингвокультурологии

и

презентации

этнолингвистики.
4

Характеристика понятий:

1

Лекция

этнос, язык и культура,

элементами

стереотип,

традиция,

практикума

традиционная

народная

с

культура
5

Обоснование

1

актуальности

Лекция
элементами

13

с

исследования

практикума

диалектного материала в
рамках

кружка

этнолингвистических
исследований.
6

Общее представление о
методологии
исследования.

1

Деловая игра

научного
Группы

методов
лингвокраеведческой
работы.
Методический модуль “Базы исследовательской работы по
лингвокраеведению” (8 часов)
7

Виды

источников

2

Практикум

1

Экскурсия

лингвокраеведческой
информации.
8

Вещественные источники.
Архивные документы.

в

краеведческий
музей

9

История области, города и

1

Работа с музейными

района, запечатленная в

и

архивными

языке

материалами.
Научноисследовательские
работы.
Презентации.

14

Рефераты..
Экскурсия

в

краеведческий
музей.
10

Фольклорные материалы
(записанные

тексты

произведений
народного

2

Практикум

в

библиотеке,

устного

читальном зале

творчества

разных жанров).
11

Устные

источники

2

лингвокраеведения.

Практикум
аудированию
диктофонных
записей

Практический модуль “Алгоритмы поиска и обработки
лингвокраеведческой информации” (20 часов)
12

Уральская топонимия

2

Практикум

13

Уральская фитонимия

2

Практикум

14

Уральская антропонимия

2

Практикум

15

Демонологическая

2

Практикум

2

Практикум

1

Практикум

лексика Урала
16

Национально-культурная
идиоматика (устойчивые
выражения)

17

Фразеологизмы

15

по

сказочного
происхождения
18

Сакральные тексты Урала

2

Практикум

19

Лексикографическая

2

Практикум

2

Практикум

1

Круглый стол

обработка

собранного

материала
20

Компьютерная обработка
данных
лингвокраеведческого
исследования.

21

Итоговое

занятие:

Защита

Представление

исследовательской

рефератов,

работы за год

материалов
картотеки,
составленных
словарей.

Содержание программы
16

I. Введение (1 час).
Занятие №1 (1 час)
1.

Теоретический

блок:

Содержание

и

особенности

курса

лингвокраеведения. Понятийный аппарат исследования. Требования к
учащимся. Назначение курса, его связь с другими дисциплинами школьного
плана, с изучением русского языка и литературы.
2. Практический блок: Составление терминологического словаря;
Интернет-путешествие по Всероссийским и региональным конкурсам
научно-исследовательских работ (“Первые шаги”, конкурс им. Вернадского,
ВСШ и др.).
II.

Концептуальный

модуль

“Основные

рабочие

понятия

лингвокраеведческой исследовательской деятельности” (5 часов).
Занятие №2 (1 час)
Теоретический

блок:

Сведения

о

ведущих

направлениях

лингвокраеведческого исследования: ономастика, топонимия, зоонимия,
фитонимия, демонология; литературное краеведение; региональная лексика;
анализ живой разговорной лексики; фольклористика, лингвофольклористика,
этнография и др.
Практический блок: Определение уровня развития языковой личности
школьника,

выбор

направления

исследовательской

работы

по

лингвокраеведению.
Занятие №3 (1 час)
Теоретический

блок:

Основные

проблемы

современной

лингвокультурологии и этнолингвистики. Демонстрация возможностей
интерпретации диалектного материала в рамках лингвокультурологических и
этнолингвистических исследований.
Практический блок: Определение возможных вариантов решения
намеченных задач исследований по лингвокраеведению
17

Занятие №4 (1 час)
Теоретический блок:
Характеристика понятий: этнос, язык и культура, стереотип, традиция,
традиционная народная культура. Демонстрация устойчивости ритуалов и
обрядов на территории Урала в целом и Талицкого района Свердловской
области в частности.
Практический блок: Выбор темы исследования по лингвокраеведению,
определение предмета, объекта исследования. Распределение программ сбора
диалектного

материала

между

участниками

кружка

с

учетом

индивидуальных интересов.
Занятие №5 (1 час)
Теоретический блок:

Обоснование актуальности

исследования

диалектного материала в рамках кружка этнолингвистических исследований.
Знакомство учащихся с «наработками» уральской лингвистической школы, в
том числе – кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ, а также
со словарными материалами Областного Дома фольклора из серии
«Традиционная духовная культура Урала».
Занятие №6 (1 час)
Теоретический блок: Общее представление о методологии научного
исследования. Группы методов лингвокраеведческой работы.
Практический блок: Обобщение опыта экспедиции кафедры общего
языкознания и русского языка УрГПУ по гранту РГНФ (Российского
гуманитарного

научного

фонда)

в

Талицкий

район.

Постановка

и

определение цели и задач собственного исследования по данному курсу.
III. Методический модуль “Базы исследовательской работы по
лингвокраеведению” (8 часов)
18

Занятие №7 (2 часа)
Теоретический
информации.

блок:

Виды

Индивидуальная

источников
программа

лингвокраеведческой
лингвокраеведческого

исследования с учетом выбранного направления работы, темы, цели, задач
исследования. Группы письменных источников: справочная литература
(энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и
материалы. Технология работы с ними.
Практический блок: анализ первоисточников, введение приемов
блокнота, дневника, составление опросника по программе исследования и
т.п., записи живой речи на диктофон с последующей расшифровкой и
анализом.
Занятие № 8 (1час)
Теоретический блок: Вещественные источники: памятники природы,
строительные сооружения, памятники скульптуры, орудия труда, предметы
быта, народный костюм и т.д. Архивные документы.
Практический

блок:

отбор

необходимых

для

собственного

исследования методов, исходя из цели, задач и проблематики работы.
Анализ вещественных источников экспозиции краеведческого музея:
виртуальная экскурсия, сочинение-репортаж, описание, повествование,
элементы литературно-художественного эссе и др. (по выбору учащихся).
Занятие №9 (1 час)
Теоретический блок: История области, города и района, запечатленная
в языке
Практический
лингвокраеведческой

блок:

Определение

информации,

работа

видов
по

развитию

источников
навыков

библиографирования источников.
Занятие №10 (2 часа)
Теоретический блок: Фольклорные материалы (записанные тексты
произведений устного народного творчества разных жанров).

19

Практический

блок:

лингвокраеведческой

Определение

информации,

видов

работа

по

источников

развитию

навыков

библиографирования источников. Подбор текстов и др. иллюстративного
материала, относящихся к разным типам фольклорных источников.

Занятие №11 (2 часа)
Теоретический блок: Устные источники лингвокраеведения:
1) источники документального содержания (повседневная речь людей,
фразы, реплики, ответы, вопросы, содержание бесед, интервью, монологов,
диалогов, выступлений и т. п.);
2)

источники

литературно-художественного

содержания:

жанры

народной прозы (сказки, легенды, предания, былины, сказы, рассказы,
анекдоты,

суеверья,

предрассудки,

загадки,

пословицы,

поговорки,

прибаутки, поверья, считалки и др.); песенные жанры (песни, колядки,
причитания, частушки и др.).
IV. Практический модуль “Алгоритмы поиска и обработки
лингвокраеведческой информации” (20 часов)
Занятие №12 (2 часа)
Теоретический блок: Уральская топонимия. Варианты алгоритмов
сбора и обработки материала, отражающего специфику географических
наименований

Урала.

Историко-этническая

специфика

местных

географических названий. Вторичные уральские говоры как отражение
процессов, связанных с освоением территории русскими, культурноязыковая интерференция русской, тюркской и финно-угорской традиций
(аборигенного населения Урала).
Практический блок: самостоятельная практическая работа: поиск
литературы

по

теме,

анализ

словарей

и

подбор

собственного

иллюстративного материала. Картотека местных названий населенных
20

пунктов, улиц, водоемов и др. географических объектов и их интерпретация с
точки зрения отражения в названиях особенностей быта и менталитета
местных жителей.
Занятие № 13 (2 часа)
Теоретический блок: Уральская фитонимия. Словари, включающие
народные названия растений. Специфика и назначение каждого из видов
хранения информации. Технология работы с фитонимическим материалом.
Отражение в названиях растений мифологических представлений народа и
опыта культурно-практической деятельности. Работа с методическими
указаниями по сбору и обработке фитонимической лексики.
Практический блок: анализ словарей, выделение типов культурной
информации. Работа с контекстами употребления народных названий
растений, определение

степени

их

информативности,

достаточности/

недостаточности для создания полного представления о реалии, ее свойствах
и особенностях.
Занятие № 14 (2 часа)
Теоретический блок: Уральская антропонимия. Способы формирования
данных об имени собственном и его интерпретации с учетом стереотипов
национальной русской культуры.
Практический блок: анализ имен собственных, отражающих специфику
Талицкого района Свердловской области (имена, фамилии, прозвища), и их
оценочно-характеризующей

функции.

Определение

типов

культурной

информации, которая находит отражение в антропоними с.Смолинское и
МОУ «Смолинская СОШ».

Занятие № 15 (2 часа)

21

Теоретический блок: Демонологическая лексика Урала. Соотношение
понятий «язык – миф – культура». Языковая и концептуальная картины мира.
Отражение в языке этностереотипов сознания. Предания и верования,
магико-ритуальная традиция народной медицины, обрядов и др. типы
сакральной коммуникации.
Практический

блок:

Схема

описания

мифологических

(демонологических) персонажей. Источники демонологической лексики.
«Страшные истории» и персонажи народных быличек, бывальщин и
заговоров. Анализ демонологем по алгоритму.
Занятие № 16 (2 часа)
Теоретический

блок:

Национально-культурная

идиоматика

(устойчивые выражения) как часть этнолингвистических исследований. Типы
фразеологизмов.

Особенности

Лингвокультурная

информация,

Классификации

идиом.

фразеологического
содержащаяся

Источники

изучения

в

значения.
идиоматике.

национально-культурной

идиоматики.
Практический блок: Анализ фразеологизмов и других устойчивых
выражений, представленных в диалектных словарях лексики и фразеологии.
Подбор примеров идиом, функционирующих в говоре с.Смолинское.
Сопоставительная характеристика формы и содержания местных выражений
и зафиксированных в словарях разных типов.
Занятие № 17 (2 часа)
Теоретический блок: Фразеологизмы сказочного происхождения.
Особенности выделения фразеологических единиц из русской народной
сказки.

Возможности

использования

фразеологизмов

сказочного

происхождения для этнолингвистических исследований.
Практический блок: подбор примеров функционирования сказочных
оборотов в общенародном языке. Этимологический анализ (с помощью
22

словарей)

фразем

сказочного

поисхождения.

Написание

мини-работ

творческого характера с использованием сказочных фразем.
Занятие № 18 (2 часа)
Теоретический блок: Сакральные тексты Урала. Сакральные смыслы
традиционной народной культуры нерелигиозного содержания. Жанры
уральского фольклора сакрального содержания: приметы, страшилки,
заговоры, заклички, заклинания, былички и бывальщины и др. Методология
сбора и описания сакральных текстов.
Практический блок: Запись от информантов (жителей с. Смолинское)
текстов сакрального содержания, расшифровка диктофонных записей,
комментарии и классификация текстов по темам, жанрам, типу сакральной
информации и т.п.
Занятие № 19 (2 часа)
Теоретический
материала.

Анализ

блок:

Лексикографическая

словарных

дефиниций

обработка

словарей

собранного

разных

типов,

включающих диалектный лексический и фразеологический материал.
Использование

в

словарном

представлении

элементов

метаязыковой

рефлексии носителей говоров. Иллюстративный материал (контексты,
описание культурных традиций и пр.) как часть семантизации диалектных
языковых единиц.
Практический

блок:

Анализ

существующей

лексикографической

практики (по идеографическим, лингвокультурологическим, диалектным,
фразеологическим, толковым словарям), составление фрагментов словарей
разных типов по материалу, собранному учащимися самостоятельно по
программам исследовательской работы.
Занятие № 20 (2 часа)

23

Теоретический

блок:

Компьютерная

обработка

данных

лингвокраеведческого исследования. Технологии компьютерной обработки
словарных материалов. Система ссылок. Типы толкований. Структура
словарной статьи и способы представления ее частей в электронном
варианте.
Практический

блок:

лексикографический

тренинг

по

созданию

компьютерной базы данных, использование системы гиперссылок для
оптимизации

лексикографической

обработки.

Создание

словника

и

словарной дефиниции.
Занятие № 21 (1 час)
Теоретический блок: Защита исследовательской работы за год
Практический

блок:

Круглый

стол.

Представление

рефератов,

материалов картотеки, составленных словарей. Обсуждение результатов
работы кружка этнолингвистических исследований.
Формы проведения занятий:
лекции;
музейные,

практикумы;

занятия;

информационными

работа

презентации;
с

ресурсами;

экскурсии;

источниками,
диктофонная

библиотечные,

словарями,
запись

и

картотекой,
расшифровка

собранных в полевых условиях материалов.
Форма отчетности по курсу:
разработка собственного лингвокраеведческого исследования, защита
реферата, представление картотеки материалов (по выбору учащегося).
Программно-техническое сопровождение курса:
компьютер, проекционная система, принтер, телевизор, DVD, цифровая
фотокамера, диктофон; программные продукты (Microsoft Windows XP,
Microsoft Office).

24

Методическое обеспечение
1.

Коновалова

Н.И.

Методические

рекомендации

к

сбору

диалектной лексики по теме «Фитонимика говоров Среднего Урала». –
Екатеринбург, 1994.
2.

Образцы первичной словарной обработки демонологической

лексики / Составитель: Федореева Л.М.
3.

Схема описания живых/предметных объектов демонологической

природы / Составитель: Виноградова Л.Н.
4.

Федореева Л.М. Лингвокультурологический комментарий единиц

диалектной речи (слова, устойчивые сочетания, тексты): диссертация на
соискание академической степени магистра филологии. – Екатеринбург,
2006.
5.

Федореева Л.М. Программа работы кружка этнолингвистических

исследований «КЭтлИ». – Смолинское, 2008.
6.

Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации

экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Серия
“Библиотека Федеральной программы развития образования”. – М.: Изд. Дом
“Новый учебник”, 2003.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».