Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2023. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 136 часов, из расчета 4 часа в неделю. Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Задачи: 1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. 2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу. 3. Учить самостоятельно работать с книгой. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы: развитие артикуляционной моторики; формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму; развитие высших психических функций; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; развитие речи, владение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика. В 4 классе учащиеся должны перейти на правильное чтение вслух целыми словами, чтение про себя. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Основной формой организации процесса обучения чтению и развитию речи является урок. Содержание программы Примерная тематика Чтение произведений устного народного творчества. Рассказы, знакомящие детей с историей Отечества. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения и развитие речи. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой. Техника чтения Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре. Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения. Выразительное чтение Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя. Сознательное чтение Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок. Понимание читаемого Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Развитие устной речи Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией. Заучивание наизусть стихотворений, басен. Внеклассное чтение Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. Межпредметные связи Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике. Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы. Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: Базовый Минимальный 1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию; 2. Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова); 3. Активно участвовать в анализе произведения; 4. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план; 5. Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения; Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений; 1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»); 2. Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов; 3. Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста; 4. Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению; Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения. Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Тематическое планирование по чтению и развитию речи в 4 классе № Тема урока Кол-во часов Дата 1 По Н.Носову «Скоро в школу». 1 1.09 2 Э.Мошковская «Жил – был учитель». 1 2.09 3 М.Пляцковский «Чему учат в школе». 1 3.09 4 По Ю.Ермолаеву «Поздравление». 1 4.09 Цель урока Формирование навыка правильного и осознанного чтения. Познакомить с рассказом Н.Носова «Скоро в школу». Коррекционная работа Развивать словесно – логическое мышление при составлении и озаглавливании рассказа по мотивам стихотворения, используя в нужной последовательности предложения, данные в учебнике. Формирование навыка Развивать устную речь и правильного и пополнять словарь при осознанного чтения. составлении характеристик Познакомить с героев рассказа и ответах на рассказом Э.Мошковской вопросы после текста. «Жил – был учитель». Формирование навыка Развивать связную устную правильного и речь при выполнении осознанного чтения. упражнения «Дополни Познакомить со словечко». стихотворением М.Пляцковского «Чему учат в школе». Формирование навыка Развивать устную связную правильного и речь, отвечая на вопросы осознанного чтения. после текста, используя Познакомить с выборочное чтение, как Словарная работа Наглядность, оборудование Пролетели каникулы. Плакаты с Днём знаний. Картины с изображением осени. Учитель. Карточки – пиктограммы с эмоциями человека. Тонкое перышко, глагол, тире. Аудиозапись песни «Учат в школе». Поздравление, подарок, преподносить букет. Предметные картинки. Ю.Ермолаева «Поздравление». 5 По Е.Шварцу «Как Маруся дежурила». 1 6 По Е.Ильиной «Шум и Шумок». 1 7 В.Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок». 1 8 По Л.Каминскому «Три желания Вити». 2 материал для характеристики поступков героя. Развивать мышление на основе подробного анализа произведения, работой над основной мыслью текста. Формировать нравственные качества. 5.09 Формирование навыка Развивать аналитикоправильного и синтетическую осознанного чтения. деятельность учащихся при Познакомить с выполнении упражнения: произведением Е.Шварца «Подбери нужную «Как Маруся дежурила». иллюстрацию». 8.09 Формирование навыка Развивать фонематический правильного и слух при выполнении осознанного чтения. упражнений: «Что услышал Познакомить с в тишине», «Повтори рассказом Е.Ильиной звуки». «Шум и Шумок». 9.09 Формирование навыка Развивать моторноправильного и зрительную координацию осознанного чтения на при выполнении основе стихотворения упражнений: «Проследи В.Орлова «Почему глазами». сороконожки опоздали на урок». 10,11.09 Формирование навыка Развивать навык зрит. и правильного и слух. восприятия, связного осознанного чтения на высказывания на основе основе ознакомления с выборочного чтения по рассказом люКаминского заданиям и вопросам после «Три желания Вити». текста, пересказа отрывков из текста и характеристике героев рассказа. Развивать зрительное восприятие при выполнении упражнения «Читаем глзами». Дежурный, обязанности, окликнуть, хозяйничать в классе. Иллюстрации к рассказу. Шумиголова. Аудиозапись со звуками природы. Сороконожка. Картинка с изображением сороконожки. Офтальмотренажеры. «Круглый двоечник». Сюжетные картинки. Карточки для игры «Читаем глазами». 9 В.Берестов «Читалочка». 1 12.09 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе ознакомления со стихотворением В.Берестова «Читалочка». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа М.Бартенева «Зарубите на носу». 10 По М.Бартеневу «Зарубите на носу».. 2 15.09 11 Загадки. 1 16.09 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе загадок. 12 Проверь себя.-урок – обощение по теме. 1 17.09 Обобщить знания детей по теме: «Школьная жизнь». Развивать зрительное внимание при выполнении упражнения: «Сравни слова». Страница. Карточки со словами. Пополнять словарный запас учащихся при проведении игры: «Иностранец». Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза при выполнении упражнения: «Установи соответствие». Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза при выполнении упражнения: «Отгадай загадку». Учить объединять тексты темы (развивать умение соотносить тексты с темой раздела). Формировать навык самостоятельной работы с учебником, используя вопросы и задания по теме (выборочное чтение, узнавание названия произведений по иллюстрациям). Совершенствовать технику чтения на ранее изученных текстах путём ориентирования по страницам и иллюстрациям учебника, содержанием произведений. Формировать умение обоснованного Зарубитена носу. Карточки для игр. Загадка-отгадка. Отточить. Презентация «Загадки». Активизация словаря значением слов из прочитанных произведений. Иллюстрации по теме. Презентация «Проверь себя». 13 Внеклассное чтение: С.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер». 1 18.09 Формирование навыка правильного и осознанного чтения. Познакомить с произведением С.Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер». 14 Н.Антонова «Желтой краской кто-то…». 1 19.09 15 По Н.Абрамцевой «Осенняя сказка». 1 22.09 16 Е.Благинина «Подарки осени». 1 23.09 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения Н.Антоновой «Желтой краской кто-то»… Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Н.Абрамцевой «Осенняя сказка». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Е.Благигиной «Подарки осени». 17 По Л.Воронковой «Лесные подарки». 2 24,25.09 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на выбора понравившегося произведения. Развивать долговременную память, на основе пересказа понравившегося произведения. Тренировать в выборочном чтении. Упражнять в заданиях на подбор строк стихотворения к иллюстрациям книги. Развивать речь, мышление на основе ответов на вопросы по тексту. Воспитывать нравственные качества. Флотский старшина. Кобура. С кокардой на фуражке. Увидят за версту. Сотрудник ОРУДа. Дело худо. Универмаг. Ледоход, ледолом. Балтфлот. Жезл. Часовой. Полынь. Книга с иллюстрациями к произведению. Портрет автора. Мультфильм «Дядя Степа». Развивать фонематический слух при выполнении упражнения: «Фонематическая зарядка». Расстроены, виноградники, взлетела. Изображение осеннего леса. Разв-ть нагл.-обр.мышление на основе представлений и описания словес.картины осеннего леса с использ-м выражений стих-я. Разв-ть произносительные навыки, навыки выразительного чтения при чтении наизусть. Развивать мыслительных процессов анализа и синтеза, связной устной Подосиновики, сыроежки, легонький мороз, душистый виноград, шелестящий листопад. Презентация «Осень в лесу». Вспомнилось, встретился. Иллюстрации к рассказу. Развивать навык зрительного и слухового восприятия на основе упражнения: «Сравни картинки и найди отличия». Картинки с изображением осеннего леса. основе рассказа Л.Воронковой «Лесные подарки». 18 Проверка техники чтения. 1 26.09 Проверка состояния знаний, умений, навыков по чтению в начале учебного года. 19 А.Твардовкий «Лес осенью». 1 29.09 Формирование навыка правильного и осознанного чтения. Познакомить со стихотворением А.Твардовского «Лес осенью». 20 По В.Путилиной «В осеннем лесу». 2 30.09; 1.10 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа В.Путилиной «В осеннем лесу». 21 Н.Некрасов «Славная осень». 1 2.10 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения Н.Некрасова «Славная осень…» речи при выполнении упражнения: «Расположи по порядку», «Составь рассказ». Проверить навык правил. чтения вслух целыми словами, выраз.чтения: соблюдение пауз между предложениями, логич. ударения, необх.интонации; умение самост. полно (выборочно) пересказывать прочитанное. Развивать творческое воображение, эмоциональные чувства через словесные картины, составление рассказа об осеннем лесе по картинке учебника. Развивать технику чтения, долговременную память, интонац.-выраз.сторону речи при изучении стихотворения наизусть. Разв-ть произносительные навыки при проведении игры: «Конкурс скороговорок». Развивать слуховую память при выполнении упражнения: «Верное высказывание». Развивать слуховую и зрительную память учащихся в процессе разучивания стиотворения наизусть, при проведении упражнения «Дополни Меж редеющих Изображение верхушек осеннего леса. показалась синева. Стала ель в лесу заметней – бережёт густую тень. Подосиновик последний сдвинул шляпу набекрень. Скрылся, багровый дуб, перепелка, бегунья, красным пламенем пылают клены. Презентация «Осенние деревья». Карточки с изображением птиц. Ядреный воздух, лед неокрепший, студеная речка, поблекнувшие листья. Презентация «Осень глазами художников . 22 По Ю.Шиму «Отчего Осень грустна». 1 3.10 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе ознакомления с рассказом Ю.Шима «Отчего осень грустна». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения К.Бальмонта «Осень». 23 К.Бальмонт «Осень». 2 6.10, 7.10 24 По Ю.Ковалю «Три сойки» . 1 8.10 25 По Н.Сладкову «Холодная зимовка». 1 9.10 26 А.Плещеев «Скучная картина». 1 10.10 27 По О.Иваненко «Сказка про маленького жучка». 2 13,14.10 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе сказки О.Иваненко «Сказка про маленького жучка». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Ю.Коваля «Три сойки». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа «Холодная зимовка». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения А.Плещеева «Скучная картина». предложение». Развивать у учащихся зрительное восприятие при выполнении упражнения: «Найди отличия». Привольное житье, обмелели озера, ряска,тина, золотая осень. Презентация «Солнечная и пасмурная осень». Развивать у учащихся связную устную речь, воображение, слуховое восприятие, пополнять словарный запас при выполнении упражнений: «Скажи наоборот», «Составь предложение», «Найди ошибку в словах», «Нарисуй картину». Развивать фонематический слух при проведении игры: «Кто как голос подает?». Разноцветный убор, солнце реже смеется, нет в цветах благовонья, заплачет спросонья. Карточки со словами и предложениями. Головка палевая, сойка, вслушался, тринтябрь. Развивать у учащихся зрительное внимание при проведении упражнения: «Угадай по описанию». Курорт, тундра, куропатка. Картинка с изображением сойки. Аудиозапись птичьих голосов. Дидиктическая игра «Птицы». Развивать у учащихся слуховую память при проведении упражнения: «Воспроизведи последовательность». Чахлая рябина. Развивать связную устную речь при выполнении упражнения: «Составь рассказ по картинке». Волновался жучок, спуститься, веретеница. Картинки с изображением осенних пейзажей: «Сетябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Презентация «Кто как зимует». 28 По К.Ушинскому «Пчелы и мухи». 1 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа К.Ушинского «Пчелы и мухи». 16,17.10 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Г.Граубина «Время листьям опадать». 20.10 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе загадок. 29 По Г.Граубину «Время листьям опадать». 2 30 Загадки. 1 31 Проверь себя. – урокобощение по теме. 1 21.10 Обобщить знания детей по теме: «Время листьям опадать». 32 Внеклассное чтение: В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка» 1 22.10 Формирование навыка правильного и осознанного чтения. Познакомить с произведением В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка». 15.10 Развивать связную устную речь, воображение при проведении игры «Озвучь героя». Повеселиться, спрячемся, улей. Картинки с изображением мухи и пчелы. Развивать зрительную память при проведении игр: «От какого растения лист?». Промерзает, вредные вещества, накапливаются. Листья деревьев. Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза при выполнении упражнения: «Отгадай загадку». Формировать навык самостоятельной работы с учебником, используя вопросы и задания по теме (выборочное чтение, узнавание названия произведений по иллюстрациям). по страницам и Развивать долговременную память, на основе пересказа понравившегося произведения. Тренировать в выбор. чтении. Разв-ть интонац. сторону речи, передавая голосом эмоц. состояние персонажей сказки. Закрепить навыки работы с текстом (деление текста на части и озаглавливание их, работа над смысл.значением названия текста, пересказ). Сквозь землю прошел. Презентация «Загадки». Активизация словаря значением слов из прочитанных произведений. Иллюстрации по теме. Презентация «Проверь себя». Утки в отлёт собрались. Утятинкой раздобудусь. Ключ из-под земли бъёт. Тёплая полынья. Предметные и сюжетные картинки. Выставка книг В.Бианки. 33 «Пекла кошка пирожки…» (русская потешка). 1 23.10 34 «Сенокос». (чешская потешка). 1 24.10 35 По Л.Пантелееву «Карусели». 1 27.10 36 По Н.Носову «Прятки». 1 28.10 37 Считалки 1 29.10 38 По М.Булатову «Жмурки». 1 30.10 39 Проверь себя.-урокобощение. 1 31.10 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе потешки «пекла кошка пирожки…» Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе потешки «Сенокос». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Л.Пантелеева «Карусели». Развивать зрительное и слуховое внимание, память, дикцию при разучивании скороговорок и потешки. Подполье, досада, опрокинуть. Карточки со скороговорками. Развивать связную устную речь, память при инсценировке потешки. Сгребать сено,чердак. Картинки с изображением дома, сенокоса. Передышка. Карточки для игры «Найди нужное слово». (Г.Г.Мисаренко) Прятки, перепрятаться. Карточки для игры «Исправь ошибки». Считалка, позолоченный колокол. Презентация «Считалки». Белорусские ребята, жмурки,вожак. Шарф. Активизация словаря значением слов из прочитанных произведений. Иллюстрации по теме. Презентация «Проверь себя». Развивать у учащихся крупную моторику при проведении игры «Карусель». Развивать зрительное внимание при проведении упражнения: «найди нужное слово». Формирование навыка Развивать у учащихся правильного и мыслительные операции осознанного чтения на анализа и синтеза, памяти основе рассказа Н.Носова при проведении «Прятки». упражнений: «Подбери предложение к картинке», «Исправь ошибки». Формирование навыка Развивать у учащихся правильного и слуховое внимание при осознанного чтения на проведении игры «Повторяй основе считалок. за мной». Формирование навыка Развивать крупную правильного и моторику при проведении осознанного чтения на игры «Жмурки». основе рассказа М.Булатова «Жмурки». Обобщить знания детей Формировать навык по теме: «Делу – время, самостоятельной работы с потехе - час». учебником, используя вопросы и задания по теме (выборочное чтение, узнавание названия произведений по иллюстрациям). по страницам и Развивать долговременную память, на основе пересказа понравившегося произведения. 40 По К.Ушинскому «Бодливая корова». 1 11.11 41 По В.Бирюкову «Упрямый котенок». 1 12.11 42 По В.Гаранжину «Пушок». 1 13.11 43 По Е.Чарушину «Томка». 1 14.11 44 По Б.Житкову «Охотник и собаки». 1 17.11 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа К.Ушинского «Бодливая корова». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа В.Бирюкова «Упрямый котенок». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа В.Гаранжина «Пушок». Развивать зрительное внимание при проведении упражнения «Найди заданное слово». Бодлвая корова, Картинка с предчувствовал,хв изображением оростина, пастись, коровы. вскочила, чувствовать. Развивать связную устную речь на основе пересказа по картинному плану. Гоготали гуси, взять за шиворот, кубарем скатиться. Картинки с изображением главных героев. Развивать связную устную речь на основе пересказа по картинному плану; мыслительные операции анализа и синтеза при проведении упражнения «Правильный выбор». Купаются в пыли, куриный переполох, оскалить острые зубы. Карточки для игры (выбор качеств героя из списка). Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Е.Чарушина «Томка». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Б.Житкова «охотник и собаки». Развивать у учащихся мыслительные процессы анализа и синтеза при проведении упражнения «Четвертый лишний». Развивать у учащихся зрительное восприятие при проведении упражнения «Составь слова». Грязнуля,дичь, почуять. Сюжетная картинка «Собака и щенята». Ружье,патроны, ошейник. Презентация «Составь слова». 45 По Л.Матвеевой «Чук заболел». 1 18.11 46 Г.Снегирев «Хитрый бурундук». 1 19.11 47 По А.Баркову «Барсучья кладовая». 1 20.11 48 По А.Дорохову «Гостья». 1 21.11 49 Г.Корольков «Игрушки лисят». 1 24.11 50 По Ю.Дмитриеву «Лиса». 1 25.11 51 Загадки. 1 26.11 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Л.Матвеевой «Чук заболел». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Г.Снегирева «Хитрый бурундук». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа А.Баркова «Барсучья кладовая». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа А.Дорохова «Гостья». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Г.Королькова «Игрушки лисят». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Ю.Дмитриева «Лиса». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза при проведении упражнения «Собери слово». Ветеринар, сквозняк, подстилка. Приучать к холодам постепенно. Тайга, чум, шалашик,бурунду к, орешки напиханы, кладовая. Сюжетная картинка «На приеме у ветврача». Развивать у учащихся зрительное внимание при проведении упражнения «Найди отличия». Барсук, спячка. Картинки с изображением барсука осенью и весной. Развивать у учащихся мыслительную операцию обобщения при проведении упражнения «Подбери заголовок». Разв-ть интон.– выраз. сторону речи при чтении по ролям. Учить рассуждать о поступках персонажей стихя, делать выводы. Разв-ть память, дикцию, эмоц. восприятие при чтении стих. наизусть парами (роль кота и лодырей). Развивать у учащихся слуховое восприятие при проведении упражнения «Что ты услышал?». Платформа,куниц а. Презентация «Кто за кем охотиться». Песчаный бугорок, укрытие,налитые свинцом, густые облака, заволокло непрогядным мраком, изобретать. Видеоролик «Лисята». Капкан, малейший писк, любопытство. Видеоролик «Лисица охотится». Развивать у учащихся мыслительные поерации анализа и синтеза, Плутовка, хитрюга, косой. Презентация «Загадки». Развивать у учащихся зрительное внимание при проведении упражнения «Найди соответствие». Картинный словарь. основе загадок. 52 Проверь себя.-урокобощение по теме. 1 27.11 Обобщить знания детей по теме: «В мире животных». 53 Внеклассное чтение: «Каша из топора». Руссская народная сказка. (Хрестоматия) 1 28.11 Формирование навыка правильного и осознанного чтения. Познакомить с русской народной сказкой «Каша из топора». 54 Г.Ладонщиков «Мишамастер». 1 1.12 55 По Е.Пермяку «Пичугин мост». 1 2.12 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения Г.Ладонщикова «Миша мастер». Формирование навыка правильного и осознанного чтения. Познакомить с рассказом Е.Пермяка «Пичугин мост». классификации при проведении упражнений «Раздели на группы», «Отгадай по описанию». Формировать навык самостоятельной работы с учебником, используя вопросы и задания по теме (выборочное чтение, узнавание названия произведений по иллюстрациям). по страницам и Развивать долговременную память, на основе пересказа понравившегося произведения. Активизация словаря значением слов из прочитанных произведений. Иллюстрации по теме. Презентация «Проверь себя». Разв-ть навыки чтения по ролям. Уметь использовать выбор. чтение при анализе сказки. Разв-ть речь, мышление при работе с текстом (составление харакки героев сказки при помощи слов из текста; деление текста на части; определение глав. мысли сказки). Развивать мыслительные операции анализа и синтеза при проведении упражнения «Четвертый лишний». С походу. Глухота. Всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать. Маслом сдобить. Служивый. Предметные и сюжетные картинки. Иллюстрации к сказке. Мультфильм. Чинить,мастер, твердо знает дело. Дидактическое пособие «Бытовые приборы». Развивать устную связную речь, отвечая на вопросы после текста, используя выборочное чтение, как материал для характеристики поступков героя. Развивать Старая ветла. Приладить перильца из жердей. За семь вёрст киселя хлебать. Предметные картинки. Дидактическая игра «Собери пословицу». абстрактно – логическое мышление при работе над смыслом пословицы. 56 В.Хомченко «Михаськин сад». 1 3.12 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа В.Хомченко «Михаськин сад». 57 По С.Баруздину «Когда люди радуются». 1 4.12 58 По Ю.Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела». 1 5.12 59 Е.Благинина «Котенок». 1 8.12 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа С.Баруздина «Когда люди радуются». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Ю.Ермолаева «Про каникулы и полезные дела». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения Е.Благининой «Котенок». Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза, связную устную речь при проведении упражнений «Причина и следствие», «Продолжи цепочку», «расскажи по плану». Развивать связную устную речь при выполнении упражнения «Закончи предложение». Пичугин мост. Спрямлять шоссейную дорогу. Чугунные перила. Бетонный. Михаська. Иллюстрация к рассказу. Золотые руки., столярничать, старшеклассники. Сюжетная картинка «Столяр за работой». Развивать мыслительные операции анализа и синтеза при проведении упражнения «Выбери из списка». Полезное дело. Карточки для упражнения «выбери из списка». Развивать мыслительную операцию сравнения, зрительное восприятие при проведении упражнения «Найди отличия». Ненастный день,несчастный зверек. Загляденье,шерсть ,как бархат,хвост трубой. Предметная картинка с изображением котенка. 60 В.Голявкин «Птичка». 1 9.12 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа В.Голявкина «Птичка». Развивать у учащихся Крадется. воображение, связную устную речь при выполнении упражнений «Нарисуй словами», «Составь предложение». Предметные и сюжетные картинки к рассказу. 61 Проверь себя.-урокобощение по теме. 1 10.12 Обобщить знания детей по теме: «Жизнь дана на добрые дела». Активизация словаря значением слов из прочитанных произведений. Иллюстрации по теме. Презентация «Проверь себя». 62 По Л.Воронковой «Снег идет». 1 11.12 Зачерствела, промерзли до дна, зубчатые лучики. Презентация «Признаки зимы». 63 А.Слащев «Снегурочка». 1 12.12 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Л.Воронковой «Снег идет». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа А.Слащева «Снегурочка». Формировать навык самостоятельной работы с учебником, используя вопросы и задания по теме (выборочное чтение, узнавание названия произведений по иллюстрациям). по страницам и Развивать долговременную память, на основе пересказа понравившегося произведения. Развивать у учащихся связную устную речь при составлении рассказа по картинке. 64 И.Суриков «Зима». 1 15.12 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на Развивать мыслительные Горячее сердце. операции анализа и синтеза Мастерица. при проведении упражнения «Выбери правильный ответ». Развивать у учащихся воображение. Слуховое восприятие при выполнении Поле забелело, пелена,заснуть непробудно. Сюжетные и предметные картинки. Иллюстрации с изображением новогодней ёлки, новогоднего праздника. Иллюстрация к стихотворению. основе 65 С.Маршак «Декабрь». 1 16.12 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения А.Маршака «Декабрь». 66 По В.Сутееву «Елка». 2 17,18. 12 67 По Л.Клавдиной «Вечер под Рождество». 1 19.12 68 М.Садовский «Где лежало спасибо ?» 1 22.12 69 По Н.Носову «На горке». 2 23,24. 12 70 «Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка). 3 25,26, 29.12 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе сказки В.Сутеева «Елка». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Л.Клавдиной «Вечер под Рождество». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения М.Садовского «Где лежало спасибо?» Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Н.Носова «На горке». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе сказки «Лисичка – сестричка и волк». упражения «Нарису словами». Развивать у учащихся слуховую и зрительную память при разучивании стихотворения наизусть. Речку вымостил мороз, салазки. Развивать связную устную речь при пересказе по плану. Дремучий лес, почтовик,кума. Развивать у учащихся мыслительные операции анализа и синтеза при проведении упражнения «Расшифруй слова». Фарфор, Рождество Презентация «Рождество». Развивать связную устную речь, слуховую память при выполнении упражнения «Закончи предложение». Лицо горит от работы. Иллюстрация к стихотворению. Развивать связную устную речь при пересказе рассказа по картинкам. Фанерка, лазить на четвереньках, напортить. Иллюстрации к рассказу. Развивать словесно – логическое мышление при проведении упражнения «Восстанови последовательность». Не ворохнётся. Улучила время. Хлеб да соль. Наелась из квашни теста. Битый небитого Иллюстрации к сказке. Мультфильм. Аудиозапись стихотворения А.Маршака «Декабрь». Иллюстрации с изображением новогодней ёлки, новогоднего праздника. Мультфильм. везёт. Боль заговариваю. Развивать у учащихся Пастилка. умение передавать эмоц. Крымские состояние персонажей при яблочки. чтении по ролям, Золотушный пользоваться выбор. чтением ребёнок. С вами при ответах на вопросы водиться, что в учителя в ходе беседы по крапиву садиться. прочитанному. Умрут в одиночестве. Сюжетные и предметные картинки. Иллюстрации с изображением новогодней ёлки, новогоднего праздника. Предметные картинки с изображением главных героев. 71 Внеклассное чтение: М.М.Зощенко «Ёлка». (Хрестоматия) 1 30.12 Проверить навык правильного и осознанного чтения. Познакомить с рассказом М.М.Зощенко «Ёлка». 72 А.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились». 1 12.01 Развивать у учащихся связную устную речь при выполнении упражнения «Озвучиваем героев». Всхлипывая, поднатужился, поморщилось Солнце. 73 П.Головкин «Зимняя сказка». 2 13,14. 01 Г.Скребицкий «Митины друзья». 3 15,16, 19.01 Развивать у учащихся мыслительные процессы анализа и синтеза, зрительную память при выполнении упражнения «Восстанови порядок». Разв-ть слов. – логич. мышление, связ.уст. речь при пересказе текста. Развивать зрительное восприятие, внимание при выполнении упражнения «Подбери предложения из текста к картинке». Ветер свистел в Иллюстрации ушах, полетели учебника. кувырком в сугроб. 74 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе сказки А.Бродского «Как Солнце с Морозом поссорились». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе сказки П.Головкина «Зимняя сказка». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Г.Скребицкого «Митины друзья». Зимняя стужа, плетень, звери шарахнулись прочь, Иллюстрации учебника. 75 В.Бирюков «Снежная шапка». 1 20.01 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения В.Бирюкова «Снежная шапка». Развивать у учащихся воображение при выполнении упражнения «Нарисуй словами». За так отдам, набекрень. Презентация «Зима». 76 По А.Тумбасову «В шубах и шапках». 2 21,22. 01 77 Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором». 1 23.01 78 По В.Бианки «Находчивый медведь». 1 26.01 79 Внеклассное чтение: В.Бианки «Синичкин календарь: «Январь», «Февраль». С.3 -5, С.6 -10 (В.Бианки «Рассказы») 1 27.01 80 По А.Спирину «Зимние приметы». 1 28.01 81 Загадки. 1 29.01 82 Проверь себя.-урокобощение. 1 30.01 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа А.Тумбасова «В шубах и шапках». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения Н.Некрасова «Не ветер бушует над бором». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа В.Бианки «Находчивый медведь». Формирование навыка правильного и осознанного чтения. Познакомить с произведениями В.Бианки «Январь», «Февраль». Развивать у учащихся мыслительные процессы анализа, синтеза при выполнении упражнения «Установи соотвествие». Диковина, хозяйственная сумка, погрел руки за пазухой, арка. Иллюстрации учебника. Презентация «Зимний лес». Развивать слуховую память учащихся при выполнении упражнения «Вставь слова в предложения». Воевода. Аудиозапись стихотворения. Развивать у учащихся связную устную речь при проведении игры: «Выбери правильный ответ», «Составь предложение». Развивать у учащихся мыслительные процессы анализа и синтеза при делении текста на части, выборе заголовков для каждой части. Мох, шалаш. Лечь прямо на снегу – на слуху. Презентация «Как медведь к зиме готовиться». Иллюстрации учебника. Мультфильм «Синичкин календарь». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе чтения рассказа А.Спирина «Зимние приметы». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе загадок. Развивать у учащихся связную устную речь при выполнении упражнения «Дополни предложение». Оконница. Уснула за полночь. Солнце начинает свой календарь. Насекомышбукарашка. Гранёный нос. Позёмка. Лютеют волки. Примета. Мастерица. Презентация «Загадки». Активизация словаря значением слов из Иллюстрации по теме. Презентация Обобщить знания детей по теме: «Зима наступила». Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза при выполнении упражнения: «Отгадай загадку». Формировать навык самостоятельной работы с учебником, используя Презентация «Приметы погоды». 83 По Н.Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». 3 2,3,4.0 2 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Н.Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Г.Остера «Одни неприятности». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе ознакомления со сказкой М.Пляцковского «Однажды утром». 84 Г.Остер «Одни неприятности». 2 5,6.02 85 М.Пляцковский «Однажды утром». 2 9,10.0 2 86 В.Бирюков «Почему комары кусаются». 2 11,12. 02 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа В.Бирюкова «Почему комары кусаются». 87 Внеклассное чтение: В.Бианки «Подкидыш». (В.Бианки «Рассказы») 1 13.02 Формирование навыка правильного и осознанного чтения. вопросы и задания по теме (выборочное чтение, узнавание названия произведений по иллюстрациям). по страницам и Развивать долговременную память, на основе пересказа понравившегося произведения. Развивать у учащихся связную устную речь при проведении упражнения «Озвучь героя». прочитанных произведений. «Проверь себя». Электромотор с вентилятором, обшивка, мощность. Развивать у учащихся слуховое восприятие при проведении упражнения «Угадай кто голос подает?». Чердак. Мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей». Презентация «ДрузьяНезнайк и». Мультфильм «Котенок по имени Гав». Развивать у учащихся свяную устную речь, внимание, мыслительных процессов анализа и сравнения при выполнении упражнений «Найди отличия», «Перескажи по плану». Развивать у учащихся мыслительные операции анализа и синтеза при выполнении упражнений «Четвертый лишний», «Расставь картинки по порядку». Разв-ть навык самост. чтения. Познакомить с некот. фактами из биографи Силком не затащишь. Иллюстрации учебника. Затрубить, заря в полнеба полыхает. Иллюстрация учебника. Предметные картинки. Пеночка – пересмешка, каменка, приемыш, Иллюстрации к рассказу. Портрет 88 С.Маршак «Вот какой рассеянный». 2 16,17. 02 89 По О.Кургузову «Две лишние коробки». 1 18.02 90 Г.Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?» 1 19.02 91 Проверь себя.-урокобощение по теме. 1 20.02 92 В.Алферов «Март». 1 24.02 Познакомить с рассказом В.Бианки «Подкидыш». Проверить навык правильного и осознанного чтения на основе стихотворения С.маршака «Вот какой рассеянный». В.Бианки. подкидыш. В.Бианки. Выставка книг. Развивать учащихся зрительное восприятие, критичность мышления, связную устную речь при выполнении упражнения «Небылицы». Гамаши. Презентация «Стихи С.Маршака». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа О.Кургузова «Две лишние коробки». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения Г.Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?» Обобщить знания детей по теме: «Веселые истории». Развивать у учащихся абстрактно – логическое мышление при решении логических задач. Коробочная темнота, головные коробки. Карточки с логическими задачами. Развивать у учащихся критичность мышления при выполнении упражнения «Бывает – не бывает». Закудахтать. Иллюстрации учебника. Формировать навык самостоятельной работы с учебником, используя вопросы и задания по теме (выборочное чтение, узнавание названия произведений по иллюстрациям). по страницам и Развивать долговременную память, на основе пересказа понравившегося произведения. Развивать у учащихся Активизация словаря значением слов из прочитанных произведений. Иллюстрации по теме. Презентация «Проверь себя». Тинькает синица, Картины с Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения В.Алферова «Март». воображение, зрительное проталина. восприятие при выполнении упражнения «Опиши словами». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа М.Фроловой «Восьмое марта». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения Е.Благининой «Забота». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа А.Соколовского «бабушкина вешалка». Развивать у учащихся связную устную речь при проведении упражнения «Составь поздравление». Кипа писем. Развивать у учащихся связную устную речь при проведении упражнения «Дополни предложение». Забота. Презентация «Бабушкины заботы». Развивать у учащихся мыслительные процессы анализа и синтеза при выполнении упражнения «Подбери заголовок». Обстругать ножом дощечку. Лед на реке вспучился, санные калеи, трясогузки, пострадавшие зверюшки, наводнение, зимник, солнце сожгло льдину. Чиста небесная лазурь, лес оденется листвою Рисунки – портреты бабушек, выполненные учащимися. Фотографии бабушек. Презентация «Весеннее наводнение». 93 По М.Фроловой «Восьмое марта». 3 25,26, 27.02 94 Е.Благинина «Забота». 1 2.03 95 По А.Соколовскому «Бабушкина вешалка». 2 3,4.03 96 По В.Бианки «Последняя льдина». 2 5,6.03 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа В.Бианки «Последняя льдина». Развивать у учащихся связную устную речь, воображение при проведении упражнения «Нарисуй словами». 97 А.Плещеев «Весна». 1 10.03 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения Развивать у учащихся слуховую память при выполнении упражнеия «Восстанови предложение изображением наступления весны (дождь, туман, ледоход, яркое солнце, зелень травы и кустов, пробуждение насекомых, прилёт птиц). Презентация «Восьмое марта». Иллюстрации «Весна». 98 По А.Баркову «Скворцы прилетели». 1 11.03 99 По Э.Шиму «Всему свой срок». 1 12.03 100 И.Никитин «Полюбуйся, весна наступает». 1 13.03 101 По Ю.Ковалю «Весенний вечер». 2 16,17. 03 102 По Ю.Дмитриеву «Опасная красавица». 1 18.03 103 Загадки. 1 19.03 А.Плещеева «Весна». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа А.Баркова «Скворцы прилетели». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Э.Шима «Всему свой срок». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения И.Никитина «Полюбуйся, весна наступает». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Ю.Коваля «Весенний вечер». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Ю.Дмитриева «Опасная красавица». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе загадок. по памяти». Развивать у учащихся связную устную речь при проведении упражнения «Перескажи по картинкам». Птицы переполошились, скворечник, раздолье. Иллюстрации учебника. Развивать у учащихся мыслительные процессы анализа и синтеза, зрительное внимание при выполнении упражнения «Подбери предложение к картинке». Развивать у учащихся слуховую память при выполнении упражнения «Восстанови предложение». Всему свой срок, половодье, проклюнулись травинки, всена разыграется. Иллюстрации учебника. Журавли караваном летят, от зари до зари, в ярком золоте день утопает. Презентация «Птицы прилетели». Развивать у учащихся слуховое восприятие при проведении упражнения «Угадай, кто поет». Вальдшнеп, полые стебли, волчье лыко. Фотографии вальдшнепа, волчьего лыка. Развивать у учащихся зрительное восприятие при проведении упражнения «Угадай по описанию». Лыко. Презентация «Ядовитые растения». Развивать у учащихся мыслительные процессы анализа и синтеза, классификации при проведении упражнений «Раздели на группы», «Отгадай по описанию». Капель. Карточки с отгадками. 104 Проверь себя.-урокобощение по теме. 1 20.03 Обобщить знания детей по теме: «Полюбуйся, весна наступает….» Формировать навык самостоятельной работы с учебником, используя вопросы и задания учебника (выборочное чтение, узнавание названия произведений по иллюстрациям). Развивать долговременную память, но основе пересказа понравившегося произведения. Активизация словаря значением слов из прочитанных произведений. Иллюстрации по теме. Презентация «Проверь себя». Развивать у учащихся мыслительные процессы анализа и синтеза при выполнении упражнений: «Выбери правильный ответ», «Найди ошибку». Развивать у учащихся связную устную речь при выполнении упражнения «Перескажи по картинке». Ткать, прясть, наливные яблочки. В добре поживать, лиха не знать. Презентация «Хаврошечка». Заступ, колоть лучину, алый бархат, калач, сестры – завистницы. Иллюстрации учебника. Развивать у учащихся зрительное восприятие при проведении упражнения «Нарисуй словами», слуховую память при разучивании стихотворения наизусть. Лукоморье, златая цепь, на неведомых дорожках, избушка на курьих ножках. Развивать у учащихся мыслительные процессы анализа и синтеза, связную устную речь при выполнении упражнений: «Подбери предложения к Вдова, источник, буркнуть в ответ, плюхнуться на порог, «Какова услуга, такова и награда». Аудиозапись стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый». Фрагмент из мультфильма «Руслан и Люджмила». Презентация «Иллюстрации к сказкам Ш.Перро». 10 5 «Хаврошечка». Русская народная сказка. 3 1,2,3.0 4 Формирование навыка правильного и осознанного чтения сказки «Хаврошечка» 10 6 «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская народная сказка. 3 6,7, 8.04 10 7 А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый». 1 9.04 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе сказки «О серебряном блюдечке и наливном яблочке». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый». 10 8 По Ш.Перро «Подарки феи». 2 10,13. 04 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе сказки Ш.Перро «Подарки феи». 10 9 Братья Гримм «Горшочек каши». 2 14, 15.04 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе сказки Братьев Гримм «Горшочек каши». 11 0 По В.Порудоминскому «Наши сказки». 1 16.04 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа В.Порудоминского «Наши сказки». 11 1 Внеклассное чтение: «Болтливая баба» (Бытовые сказки). 1 17.04 Познакомить с русской народной сказкой «Болтливая баба». 11 2 Проверь себя.-урокобобщение по теме. 1 20.04 Обобщить знания детей по теме: «В мире волшебной сказки». иллюстрациям», «Перескажи по плану», «Собери пословицу». Развивать у учащихся слуховую память при проведении упражнения: «Озвучь героя», связную устную речь при проведении упражнения «Составь предложение по картинке» Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения при проведении упражнения «Установи соответствие». Волшебный горшочек. Диск со сказкой «Горшочек каши», аудиозапись сказки. Сказочник, шапканевидимка. Картинки по теме. Развивать умение передавать голосом эмоциональное состояние персонажей на протяжении всей сказки. Страсть какая болтливая. Дознается, по свей округе трезвон. Формировать навык самостоятельной работы с учебником, используя Активизация словаря значением слов из Картинки с изображением фантастических предметов и явлений. Рисунки детей. Сюжетные картинки к сказкам. вопросы и задания по теме (выборочное чтение, узнавание названия произведений по иллюстрациям). Развивать долговременную память на основе пересказа понравившегося произведения. прочитанных произведений. Фрагменты из мультфильмов. Рисунки детей. Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа М.Ильина «Царь колокол». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа С.Васильевой «Город на Неве». Развивать у учащихся слуховое восприятие при проведении упражнения «Угадай что звучит». Кремль, царь – колокол. Демонстрацион ные материалы «Достопримечат ельности Москвы». Развивать у учащихся связную устную речь при проведении упражнения «Опиши предмет на картинке». Проспект, непроходимые болота, Петропавловская крепость, золотой шпиль, колокольня. Тополя застят голубой простор, ширь полей. Предметные и сюжетные картинки. 11 3 М.Ильин «Царь колокол». 1 21.04 11 4 С.Васильева «Город на Неве». 1 22.04 11 5 Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле». 1 23.04 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле». Развивать у учащихся зрительное восприятие при проведении упражнений: «Найди отличия». 11 6 С.Вербова «Сочинение на тему». 1 24.04 Развивать зрительное восприятие, воображение при выполнении упражнения «Нарисуй словами». 11 7 По Л.Кассилю «Какое это слово?». 1 27.04 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа С.Вербова «Сочинение на тему». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на Патриот. Развивать у учащихся Перекладинка, фонематическое восприятие летчик. при выполнении Иллюстрации с изображением родной природы. Аудиозапись песни «С чего начинается Родина?» Презентация «Наш край». Иллюстрации учебника. 11 8 По Б.Никольскому «Главное Дело». 2 28,29. 04 11 9 А.Усачев «Защита». 1 30.04 12 0 По Л.Кассилю «Никто не знает, но помнят все». 1 4.05 12 1 Т.Белозеров «День Победы». 1 5.05 12 2 Внеклассное чтение: В.Степанов «День Победы», «Рассказ ветерана». 1 12 3 Проверь себя.-урокобощение по теме. 1 основе рассказа Л.Кассиля «Какое это слово?» Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Б.Никольского «Главное Дело». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения А.Усачева «Защита». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все». упражнения «Повтори слоги». Развивать у учащихся связную устную речь при выполнении упражнения «Закончи предложение». Армия, военные учения, ладони стереть до мозолей, быть защитником Родины. Отчизна. Презентация «Защитники Родины». Иллюстрации учебника. Развивать у учащихся мыслительные процессы анализа и синтеза при выполнении упражнения «Установи соответствие». Кремлевская стена, гранитная пятиконечная звезда, бессмертный подвиг, Вечный огонь. Иллюстрация «Могила неизвестному Содлату». Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения Т.Белозерова «День Победы». Развивать слуховую память учащихся при разучивании стихотворения наизусть. Боевые ордена, торжественный парад. Иллюстрации книги. Картины и плакаты с 9 Мая. Изображения, фотографии с ветеранами ВОВ. 6.05 Познакомить со стихотворениями В.Степанова «День Победы», «Рассказ ветерана». Развивать навык самостоятельной работы с текстом. 7.05 Обобщить знания детей по теме: «Родная земля». Формировать навык самостоятельной работы с учебником, используя Песни фронтовые, награды боевые, ветераны. Окопы, переправы, надо Родину беречь посолдатски свято. Активизация словаря значением слов из Иллюстрации книги. Картины и плакаты с 9 мая. Изображения, фотографии с ветеранами ВОВ. Презентация «Защитники Родины». Развивать у учащихся воображение при выполнении упражнения «Что ты увидел?» Демонстрационн ые материалы «Солдаты России». 12 4 С.Козлов «Ливень». 2 8,12.0 5 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе рассказа С.Козлова «Ливень». 12 5 Г.Граубин «Тучка». 2 13,14. 05 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе стихотворения Г.Граубину «Тучка». 12 6 Н.Павлова «Хитрый одуванчик». 2 15,18. 05 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на основе сказки Н.Павловой «Хитрый одуванчик». 12 7 По А.Дорохову «Встреча со змеей». 2 20,21. 05 Формирование навыка правильного и осознанного чтения на вопросы и задания по теме (выборочное чтение, узнавание названия произведений по иллюстрациям). Развивать долговременную память на основе пересказа понравившегося произведения. Развивать у учащихся мыслительные процессы сравнения, анализа и синтеза при выполнении упражнений «Объясни слово», «Найди пару». Развивать у учащихся слуховую память при разучивании стихотворения наизусть, выполнения упражнения «Доскажи словечко». Развивать у учащихся связную устную речь при выполнении упражнений: «Составь предложение», «Расскажи по картинке». Формировать навык самостоятельной работы прочитанных произведений. Иллюстрации учебника. Трава выгорела, посевы, глубокая сыпучая пыль, проливной дождь, колоски протягивали дождю худенькие руки, дуб крякал, подсолнух раскачивался на одной ноге, колокольчики свесили головы, ливень. Вольный воздух, вода испарилась. Презентация «Ливень». Одуванчики – родители, хвост увилялся, воздух выдулся, метелочка колоска, счастливцы облысели наполовину. Иллюстрации учебника. Рисунки детей. 12 7 Проверка техники чтения. 1 основе рассказа А.Дорохова «Встреча со змеей». Проверка состояния знаний, умений, навыков по чтению в конце учебного года. Проверить у уч-ся навык правильного и осознанного чтения (целыми словам, с соблюдением синтаксич. пауз, выразительности). Умение самостоятельно пересказывать прочитанное. Составлено по учебнику «Чтение» 4 класс. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.