Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе: • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)». • СанПиН 2.42.3286 - 15 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»(вместе с СаНПиН2.4.23286-15 • Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г № 38528) Учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Реализация данной программы предусмотрена на основе системы УМК: Русский язык» 4 класс Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2018г. Общая характеристика учебного предмета. Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи. Дети с нарушением интеллекта в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники, период их дошкольной речевой практики более короткий. Период овладения речью у детей этой категории существенно затруднён вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который бы обеспечивал успешное освоение знаний и навыков в области языка. Курс обучения русскому языку нацелен на решение следующих образовательных, воспитательных и коррекционных задач: • Формирования у учащихся интереса к языку о первоначальные языковые общения; • Совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц; закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, обработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи; • Обучение адекватному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил; • Развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений; • Знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных высказываниях; • Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане. На изучение русского языка выделяется- 102 часа ( 3 часа в неделю, 34 учебные недели). Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных результатов. Личностные учебные действия: 1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением , занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. 2. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 3. Положительное отношение к окружающей действительности, готовности к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. 4. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. 5. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей. 6. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. 7. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: 1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик- ученик, учениккласс, учитель- класс). 2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. 3. Обращаться за помощью и принимать помощь. 4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. 5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 6. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. 7. Договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: 1. Активно соблюдать ритуалы учебного поведения ( поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.). 2. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. 3. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. 4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Познавательные учебные действия: Минимальный уровень. • делить слова на слоги для переноса; • списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием; • писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами; • различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; • писать предложения с большой буквы и ставить точку в конце; • составлять предложения по картинке; • выделять из текста предложения на заданную тему; • участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: • списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим произношением; • различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; • дифференцировать оппозиционные согласные; • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги , переносить части слова при письме; • списывать текст целыми словами; • писать под диктовку текст (16-25 слов), включающий слова с изученными орфограммами; • выделять из предложений слова, обозначающие предметы, действия, признаки; • составлять и распространять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении, устанавливать связь между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложений ; • составлять текст рассказа в виде подписей под серией сюжетных картинок (3 предложения); • записывать свой домашний адрес; • выделять тему текста ( о чём идёт речь), озаглавливать его. Содержание учебного предмета. Содержание учебного курса построено с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Повторение. Звуки и буквы. Предложение. Предложение и его схема. Распространение предложений, составление предложения по схеме. Звуки и буквы. Порядок слов в алфавитном порядке. Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство со «Школьным орфографическим словарём». Непроверяемые и проверяемые гласные и согласные в слове. Наблюдение за единообразным написанием и запоминание их написания в группе слов- «родственников». Восстановление в памяти слов из словаря, изученных в предыдущих классах, нахождение их в словаре. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной. Звонкие и глухие согласные. Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ слов. Составление схемы. Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова. Буквы е,ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами. Перенос части слова на письме. Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. Обозначение мягкости согласных буквами: и,е,ё,ю,я, твёрдости согласных - буквами-а,о, у,ы. Бувка ь для обозначения мягкости согласных на конце слова и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Разделительный мягкий знак перед гласными: и,е.ё,ю,я. Упражнения в умении правильно произносить и записывать слова с разделительным ь. Перенос части слова при письме. Слово. Название предметов. Предмет и его значение. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопрос что? кто? Выделение частей предмета и их названий. Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов. Группировка предметов и их названий. Выделение названия предмета из предложения. Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных. Названия улиц, городов, сёл, деревень. Знание домашнего адреса. Названия действий. Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий по вопросам что делает? Что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначении. Различение названий предметов и названий действий по вопросам. Знакомство с новыми вопросами к названиям действий. Подбор названий действий по вопросам или по образцу. Согласование слов, обозначающих названия действий, с названием предмета. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам: кто что делает? Кто что делают? Кто что делал? Кто что делала? кто что делали? Подбор к названию предмета нескольких названий действий. Названия признаков предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? Какая? Какие? Какое? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета. Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов. Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу. Образование слов одной категории от другой по вопросу или образцу. Распространение предложений словами различных категорий. Предлоги. Предлог как отдельное слово. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Составление предложений с использованием предлогов. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи. Предложение. Составление предложений по предметной и сюжетной картинке, по вопросу, по теме, по образцу. Коллективное обсуждение темы предложения. Выделение предложения из речи или текста по заданию учителя. Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. Деление текста на предложения. Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Сравнение разрозненных слов и предложения. Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без неё. Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Работа с деформированным предложением. Наблюдение за правильным порядком слов в предложении. Установление связи слов в предложении по вопросам. Предложения разные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения. Работа с диалогом. Письмо и чистописание. Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Чёткое и графическое правильное написание строчных и прописных букв и их соединений. Списывание с рукописного и печатного текстов сначала по слогам, затем целыми словами. Запись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением. Контрольное списывание. Письмо по памяти. Словарные (картинные), предупредительные, зрительные и слуховые, объяснительные, выборочные диктанты. Контрольные диктанты. Связная письменная речь. Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам. Различение рассказа и набора предложений. Работа с деформированным текстом. Его восстановление. Коллективная запись текста после его анализа. Определение темы текста. Подбор заголовка. Календарно-тематическое планирование. № п/п Тема раздела и урока. Колво часов 8ч. Повторение. 1. 2. Виды учебной деятельности обучающихся. 1ч. Выделение предложения из текста. Нахождение границы предложений в тексте, записанном без деления на предложения. и 1ч. Различение законченного и незаконченного предложения. Запись предложений. Завершение начатого предложения. Определение границ предложения. Предложение. Выделение его из текста. Предложение законченное незаконченное. Дата 3. Завершение начатого предложения. 1ч. 4. Предложение и его схема. Распространение предложений. 1ч. Составление схемы предложения. Запись предложения по схеме. Различение распространённого и нераспространённого предложений. Распространение предложения при помощи предметных картинок, вопросов. 5. Порядок слов в предложении. 1ч. 6. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. 1ч. Установление порядка слов в предложении. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Нахождение и выделение названий предметов, действий и признаков в предложении. Постановка вопроса. 7. Составление предложений по сюжетной картинке. 1ч. 8. Составление предложений по предметной картинке. 1ч. Звуки и буквы. 42ч. 1ч. 9. 10. Алфавит. Расположение слов по алфавиту. Гласные звуки и буквы. 1ч. Соотнесение количества гласных и слогов в Составление предложения по сюжетной картинке. Распространение предложений. Составление предложений по предметной картинке. Распространение предложений. Знание алфавита. Расположение слов в алфавитном порядке. Работа с орфографическим словарём. Роль гласных в образовании слогов. Знание гласных букв. слове. 11. Различение ударных безударных гласных. и 1ч. Слышать и выделять голосом ударный звук в словах, постановка знака ударения над ударной гласной. Выбор одного из двух правильный вариант и называние ударного гласного. 12. Одинаковое написание гласных 1ч. в ударной и безударной позиции. 13. Одинаковое написание гласных 1ч. в ударной и безударной позиции. 14. Проверка безударной гласной в 1ч. слове. Соотнесение звука и буквы под ударением и несоответствием в безударной позиции. Проверка безударной гласной в слове. Правильная постановка ударения в словах. Соотнесение звука и буквы под ударением и несоответствием в безударной позиции. Проверка безударной гласной в слове. Правильная постановка ударения в словах. Умение подбирать проверочное слово, правильно ставить ударение в слове. Пополнение словаря. 15. Проверка безударной гласной в 1ч. слове. Умение подбирать проверочное слово, правильно ставить ударение в слове. Пополнение словаря. 16. Проверка безударной гласной в 1ч. слове. Умение подбирать проверочное слово, правильно ставить ударение в слове. Пополнение словаря. 17. Проверяемые и непроверяемые 1ч. безударные гласные. Овладение способом проверки безударных проверяемых и непроверяемых гласных по образцу. Приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. 18. Проверяемые и непроверяемые 1ч. безударные гласные. Овладение способом проверки безударных проверяемых и непроверяемых гласных по образцу. Приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. 19. 20. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Письмо под диктовку. Анализ диктанта. Выполнение 1ч. 1ч. работы над ошибками. 21. Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. 1ч. Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. Подбор проверочных слов. Обозначение и выделение мягких и твёрдых согласных перед гласными. Приводить примеры на каждый случай дифференциации. 22. Обозначение мягкости 1ч. согласных на письме буквами : и,е,ё,ю, я. 23. Буква мягкий знак(Ь) на конце 1ч. и в середине слова. Письмо слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Правильность постановки мягкого знака в середине слова и на конце по образцу. Подбор слов. 24. Буква мягкий знак(Ь) на конце 1ч. и в середине слова. Письмо слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Правильность постановки мягкого знака в середине слова и на конце по образцу. Подбор слов. 25. Различение твёрдых и мягких согласных. 1ч. Различение на слух и чёткое произношение твёрдых и мягких согласных. Выделение на письме. 26. Написание жи-ши, чаща, чущу в словах. Активизация словаря по теме. 1ч. Восстановление и закрепление в памяти написание сочетания слогов: жи-ши, чаща, чу-щу в словах, пополнение словаря. Применение на практике. 27. Написание жи-ши, чаща, чущу в словах. 1ч. Восстановление и закрепление в памяти написание сочетания слогов: жи-ши, чаща, чу-щу в словах, пополнение словаря. Применение на практике. 28. Написание жи-ши, чаща, чущу в словах. 1ч. Восстановление и закрепление в памяти написание сочетания слогов: жи-ши, чаща, чу-щу в словах, пополнение словаря. Применение на практике. 29. 1ч. Письмо слов со слогами. Правила правописания. 30. Различение правил правописания в словах. Контрольный диктант. 1ч. 31. Работа над ошибками. 1ч. 32. Разделительный мягкий 1ч. Письмо под диктовку с выполнением задания. Анализ диктанта, выполнение работы над ошибками. Знакомство с разделительным 33. знак перед гласными: и, е,ё, ю,я. Знакомство. Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него. 1ч. мягким знаком . его роль и значение в слове. Умение делить слова с разделительным мягким знаком и переносить их. Повторение деления слов на слоги. Правила переноса. 34. Правило правописания слов с 1ч. разделительным мягким знаком. Умение слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком. Усвоение правила переноса таких слов. 35. Правило правописания слов с 1ч. разделительным мягким знаком. Умение слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком. Усвоение правила переноса таких слов. 36. Различение сходных по буквам 1ч. слов с разделительным мягким знаком и без него. 37. Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. 1ч. Сравнение слов с мягким знаком и разделительным мягким знаком. 38. Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний. 1ч. Закрепление знаний по пройденной теме. 39. Звонкие и глухие согласные. Различение их в словах. 1ч. Знание звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных зрительно и на слух. 40. Наблюдение за парными согласными на конце слова. 1ч. Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова, сравнение как они пишутся и произносятся. 41. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. 1ч. Письмо слов с звонкими и глухими согласными на конце слова, доказательство правильности написания парных согласных на конце слова по образцу. 42. Проверка написания звонких и 1ч. глухих согласных на конце Сравнение и запись слов с разделительным мягким знаком и без него. Письмо слов с звонкими и глухими согласными на конце слова, доказательство слова. правильности написания парных согласных на конце слова по образцу. 43. Проверка написания звонких и 1ч. глухих согласных на конце слова. Письмо слов с звонкими и глухими согласными на конце слова, доказательство правильности написания парных согласных на конце слова по образцу. 44. Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. 1ч. Различение правил проверки парных звонких и глухих согласных в словах и безударных гласных в словах. 45. Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. 1ч. Различение правил проверки парных звонких и глухих согласных в словах и безударных гласных в словах. 46. Правила правописания в слове. Закрепление знаний. 1ч. Закрепление знаний по теме. Применение правила при письме. 47. Правила правописания в слове. Закрепление знаний. 1ч. Закрепление знаний по теме. Применение правила при письме. 48. Правила правописания в слове. Закрепление знаний. 1ч. Закрепление знаний по теме. Применение правила при письме. 49. Контрольный диктант. 1ч. 50. Работа над ошибками. 1ч. Письмо под диктовку с выполнением задания. Анализ диктанта, выполнение работы над ошибками. Слово. 51. 36ч. Названия предметов, действий 1ч. и признаков предмета. Чёткое различение названия предмета, действия и признака предмета по значению и по вопросам. 52. Название предметов. Различение их по вопросам кто? что? 1ч. Различение названия предметов по вопросам. Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление предложения по схеме, меняя форму слова по вопросам, данным в схеме. 53. Различение названий предметов по вопросам 1ч. Различение названия предметов по вопросам. Выделение в кого? чего? предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление предложения по схеме, меняя форму слова по вопросам, данным в схеме. 54. Различение названий предметов по вопросам кого? чего? 1ч. Различение названия предметов по вопросам. Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление предложения по схеме, меняя форму слова по вопросам, данным в схеме. 55. Различение названий предметов по вопросам кому? чему? 1ч. Различение названия предметов по вопросам. Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление предложения по схеме, меняя форму слова по вопросам, данным в схеме. 56. Различение названий предметов по вопросам кем? чем? 1ч. Различение названия предметов по вопросам. Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление предложения по схеме, меняя форму слова по вопросам, данным в схеме. 57. Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём? 1ч. Различение названия предметов по вопросам. Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление предложения по схеме, меняя форму слова по вопросам, данным в схеме. 58. Выделение названий предметов в предложении. 1ч. Выделение названий предметов в предложении. 59. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. 1ч. Знакомство с понятием «имена собственные». Умение писать данные слова с большой буквы. Различение и правильное письмо похожих названий предметов и имён собственных. 60. Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. 1ч. Знакомство с понятием «имена собственные». Умение писать данные слова с большой буквы. Различение и правильное письмо похожих названий предметов и имён собственных. 61. Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. 1ч. Знакомство с понятием «имена собственные». Умение писать данные слова с большой буквы. Различение и правильное письмо похожих названий предметов и имён собственных. 62. 1ч. 63. Название предметов. Закрепление знаний. Контрольный диктант. 64. Работа над ошибками. 1ч. Закрепление знаний по теме, применение на письме. Письмо под диктовку с выполнением задания. Анализ диктанта, выполнение работы над ошибками. 65. Название признаков. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? 1ч. Различение названий признаков по вопросам. 66. Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. 1ч. Правильная постановка вопроса к названиям признаков предмета. 1ч. Правильная постановка вопроса к названиям признаков предмета. 1ч. Различение признаков предмета по форме, цвету, величине, материалу, вкусу, правильная постановка вопроса. Определение предмета по его признакам. 69. Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. 1ч. 70. Определение предмета по его признакам. 1ч. Подбор слова, обозначающего ряд признаков одного предмета. Определение предмета по его признакам. Определение предмета по его признакам. Правильная постановка вопроса. Различение названий предметов, действий и признаков. Правильная постановка вопроса, 67. 68. 71. 1ч. Различение названий предметов, 1ч. действий, признаков. 72. Постановка вопросов к словам 1ч. в предложении. 73. Распространение предложений 1ч. словами, обозначающими признаки предмета. нахождение и выделение их в предложении. Умение находить и правильно ставить вопросы к словам в предложении и выделять их. Умение распространять предложение словами, обозначающими признаки предмета. Накопление словаря. 74. Распространение предложений 1ч. словами, обозначающими предметы и признаки предмета по вопросам. Распространение предложений словами, обозначающими предмет и его признаки. Правильная постановка вопроса. 75. Контрольный диктант. 76. Работа над ошибками. 77. 1ч. 78. Предлоги: по, к, от, над, под, о, в. на, со словами. Предлог из со словами. Письмо под диктовку с выполнением задания. Анализ диктанта. Выполнение работы над ошибками. Знакомство с новыми предлогами. Роль предлога в предложении. 1ч. Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. 79. Предлог за со словами. 1ч. Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. 80. Предлог без со словами. 1ч. Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. 81. Предлог до со словами. 1ч. Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. 82. Предлог про со словами. 1ч. Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. 83. Предлоги. Закрепление знаний. 1ч. 1ч. Закрепление знаний по теме. Умение составлять разные по смыслу предложения с одним и тем же словосочетанием. 84. Предлоги. Закрепление знаний. 1ч. Закрепление знаний по теме. Умение составлять разные по смыслу предложения с одним и тем же словосочетанием. 85. Контрольный диктант. 1ч. 86. Работа над ошибками. 1ч. Письмо под диктовку с выполнением задания. Анализ диктанта, выполнение работы над ошибками. Предложение. 11ч. 1ч. 87. 88. 89. Выделение предложения из текста. Деление текста на предложения. Завершение начатого предложения. 1ч. 1ч. 90. Порядок слов в предложении. 1ч. 91. Порядок слов в предложении. 1ч. 92. Связь слов в предложении. 1ч. 93. Вопросительное 1ч. предложение. 94. Восклицательное Выделение предложения из текста, запись в тетради. Деление текста на предложения. Завершение начатого предложения. Деление текста на предложения. Установление и восстановление порядка слов в предложении. Установление и восстановление порядка слов в предложении. Установление связи слов в предложении. Составление предложения из отдельных слов. Знакомство с новыми знаками препинания в конце предложения. 1ч. Знакомство с новыми знаками препинания в конце предложения. предложение. 95. Разные по интонации предложения. 1ч. Сравнение и выделение видимых признаков постановки знаков препинания в конце предложения. Тренировка в выразительности чтения таких предложений. Соблюдение правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. 96. Контрольный диктант. 1ч. 97. Работа над ошибками. 1ч. Повторение. 5ч. 1ч. Письмо под диктовку с выполнением задания. Анализ диктанта, выполнение работы над ошибками. 98. Правописание гласных и согласных в слове. Повторение гласных и согласных букв и звуков в слове. 99. Правописание гласных и согласных в слове. 1ч. Повторение и закрепление правил правописания звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Ударные и безударные гласные. 100. Название предметов, действий, признаков. 1ч. Нахождение и выделение слов, обозначающих названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов. 101. Название предметов, действий, признаков. 1ч. Нахождение и выделение слов, обозначающих названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов. 102. Предложение. 1ч. Повторение и закрепление знаний по теме предложение. Планируемые результаты. К концу обучения в 4 классе учащиеся должны получить следующие результаты. Личностные базовые учебные действия: • проявлять заинтересованность в выборе картинки, слова, темы для составления предложений; • уметь распространять предложение одним-двумя словами, делая его интересней; • проявлять желание оказать помощь сопернику в ходе дидактической игры; • адекватно оценивать результаты дидактической игры; • уважительно относиться к работе товарища у доски, проявлять терпение и сдержанность до конца работы; • уметь доброжелательно исправлять ошибки, допущенные одноклассниками; • уметь объяснить свой выбор игрового упражнения, данного в «Рабочей тетради»; • уметь объяснить расшифровку словарной головоломки, находя в рисунках подсказки; • понимать важность грамотного письма, обсуждение жизненных ситуаций, требующих использования грамотного письма; • соблюдать формы записи диалога, состоящего из 3-4 реплик; • уметь обыгрывать знакомый диалог в паре с другим учеником; • уметь обсуждать жизненно важные ситуации, в которых необходимо владение диалогической речью( разговор по телефону, вопросно-ответная беседа по ключевой теме урока); • уметь сравнивать героев записанного рассказа; • уметь выбирать заголовок к тексту, аргументируя свой выбор; • принимать активное участие в анализе проделанной работы на уроке. Предметные базовые учебные действия: Минимальный уровень: • делить слова на слоги для переноса; • списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием; • писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами; • различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; • писать предложения с большой буквы и ставить точку в конце; • составлять предложения по картинке; • выделять из текста предложения на заданную тему; • участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: • списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим произношением; • различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; • дифференцировать оппозиционные согласные; • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги , переносить части слова при письме; • списывать текст целыми словами; • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами; • выделять из предложений слова, обозначающие предметы, действия, признаки; • составлять и распространять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении, устанавливать связь между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложений ; • составлять текст рассказа в виде подписей под серией сюжетных картинок (3 предложения); • записывать свой домашний адрес; • выделять тему текста ( о чём идёт речь), озаглавливать его. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. Учебно- методическое обеспечение: 1. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. 2. Учебник «Русский язык» в 2-х частях. Э. В. Якубовская, Я.в. Коршунова. Москва. «Просвещение».2018г. 3. Предметные и сюжетные картинки. 4. Алфавит. 5. Методические рекомендации 1-4 классы. «Русский язык». Москва. «Просвещение» 2017г. 6. Лента букв. 7. Карточки. 1. Интерактивная доска. 2. Проектор. 3. Ноутбук.