1 МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 4 класс 1. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «мир природы и человека» предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Живой мир» для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г. Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект: Учебник «Мир природы и человека», Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова,4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 – М.: Просвещение, 2023г Учебник «Мир природы и человека», Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова,4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 2 – М.: Просвещение, 2023г. «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Основная цельизучения предмета «мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. На уроках «мир природы и человека» используются следующие методы: Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный; Репродуктивный; Частично-поисковый или эвристический; Исследовательский; Беседа; Наблюдение; Работа с книгой; Упражнение; Самостоятельная работа; Практическая работа; ИКТ. Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения: Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик); Объяснительный / репродуктивный Инструктивный / практический Объяснительно-побуждающий / поисковый. Формы: Учебная экскурсия; Предметный урок; Домашняя учебная работа; Индивидуальная работа; Фронтальная работа; 2 Групповая работа; 2. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «мир природы и человека» ставит следующие задачи: Уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах; На основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды; Вырабатывает умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; Формирует знания учащихся о природе своего края; Формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе; Учебный курс предусматривает следующую структуру: Сезонные изменения в неживой природе; Растения и животные в разное время года; Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года; Неживая природа; Живая природа; 3. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения. На изучение данного учебного предмета в 4 классе 1 час в неделю. Из них: в I четверти – 8 часов, во II четверти – 7 часов, в III четверти - 11 часов, в IVчетверти – 8 часов, Год – 34 часа. 4. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: 1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 3 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. 1) 2) 3) 4) 5) 6) Предметные результаты: Правильно называть изученные объекты и явления; Различать растения сада, огорода, леса, поля, их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения; Правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, как использует их человек; Различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека; Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе; Определять время года, описывать его основные признаки, признаки месяцев, составляющих его, особенности жизни растений, животных, человека. Базовые учебные действия: Личностные учебные действия: 1) осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; 2) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; 3) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; 4) самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; 5) понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: 1) вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель − класс); 2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; 3) обращаться за помощью и принимать помощь; 4) слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; 5) сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; 6) договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: 1) адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т. д.); 2) принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 3) активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; 4) соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: 4 1) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; 2) устанавливать видо-родовые отношения предметов; 3) делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 4) пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; 5) читать; писать; выполнять арифметические действия; 6) наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; 7) работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). В программе по предмету «мир природы и человека» обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по предмету в 4 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы. Минимальный уровень: - представления о назначении объектов изучения; - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; - представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; - знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; - знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; - ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; - составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; - адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: - представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; - развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; - знание отличительных существенных признаков групп объектов; - знание правил гигиены органов чувств; - знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; - готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. - ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; - соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; - выполнение доступных природоохранительных действий; 5 - готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 4 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: - оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%; - оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%; - оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий; - оценка «2» - не ставится. Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов: 1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие) Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени. 2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие) Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике. Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов: 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом; 1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь; 2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога; 4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога; 5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается. Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении. 5. Содержание учебного предмета В программе предмета выделяются разделы: Времена года. Сезонные изменения в неживой природе Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры 6 температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки). Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.) Неживая природа Почва. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Живая природа Растения Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Грибы Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. Животные Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма. Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе). Человек Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом . Безопасное поведение Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. 7 6. Тематическое планирование № п\п Раздел, тема урока Дата 1 2 День знаний. Осень. Растения осенью. 06.09 13.09 Страницы Словарь Наглядность учебника Сезонные изменения в природе Стр. 3 – 5. увядание картинки Стр. 6 – 9. шиповник иллюстрации 3 Животные осенью. 20.09 Стр. 10 – 13. насекомые иллюстрации 4 Труд людей осенью. 27.09 Стр. 13 – 14. многолетние картинки 5 6 Зима. Растения зимой. 04.10 11.10 Стр. 15 – 16. Стр. 17 – 18. иллюстрации картинки 7 Животные зимой. 18.10 Стр. 19 – 20. признаки засохшие растения кормушка 8 Труд людей зимой. 25.10 Стр. 20 – 21. ветеринар иллюстрации 9 10 Весна. Растения весной. 08.11 15.11 Стр. 22 – 23. Стр. 24 – 27. иллюстрации Красная книга 11 Животные весной. 22.11 Стр. 28 – 30. 12 Труд людей весной. 29.11 Стр. 31 – 32. пробуждается нарцисс тюльпан жаворонок дрозд рассада 13 14 Лето. Растения летом. 06.12 13.12 Стр. 33 – 35. Стр. 36 – 39. признаки пионы, флоксы иллюстрации иллюстрации 15 Животные летом. 20.12 Стр. 39 – 42. фермы картинки 16 Труд людей летом. 10.01 Стр. 43 – 47. газон картинки 8 иллюстрации картинки картинки Основные виды учебной деятельности Наблюдение за изменениями в природе Называние простейших взаимосвязей в природе Называние простейших взаимосвязей в природе Составление рассказа с опорой на личный опыт Наблюдение за изменениями в природе Называние простейших взаимосвязей в природе Называние простейших взаимосвязей в природе Составление рассказа с опорой на личный опыт Наблюдение за изменениями в природе Называние простейших взаимосвязей в природе Называние простейших взаимосвязей в природе Составление рассказа с опорой на личный опыт Наблюдение за изменениями в природе Называние простейших взаимосвязей в природе Называние простейших взаимосвязей в природе Составление рассказа с опорой на личный опыт Неживая природа почва презентация Растения корнеплоды картинки многолетние картинки 17 Почва. Рельеф. 17.01 Стр. 48 – 56. 18 19 20 21 24.01 31.01 07.02 14.02 Стр. 4 – 6. Стр.7– 8. Стр. 8 – 13. Стр. 14 – 17. 22 23 24 Огород. Лес. Сад. Растения культурные и дикорастущие. Лекарственные растения. Парки. Растения поля. 21.02 28.02 07.03 Стр. 18 – 21. Стр. 22. Стр. 22 – 29. 25 Домашние животные. 14.03 Стр. 30 – 34. 26 27 28 29 30 Птицы. Дикие птицы. Домашние птицы. Насекомые. Пчёлы. 21.03 04.04 11.04 18.04 25.04 Стр. 35 – 39. Стр. 39 – 41. Стр. 41 – 45. Стр. 45 – 46. Стр. 46 – 49. 31 Мозг человека. Режим дня. 02.05 Стр. 50 – 58. 32 33 Охрана природы. Правила поведения дома, в школе. Правила дорожного движения. 16.05 23.05 Стр. 59 – 68. Стр. 69 – 72. Формирование правильного поведения Формирование правильного поведения 30.05 Стр. 72 – 77. Формирование правильного поведения 34 дикорастущие лекарственные скверы зерновые Животные скакуны тяжеловозы водоплавающие селезень Человек орган головной орган 9 картинки Формирование понятия Опора на личный опыт Формирования понятия Формирования понятия Формирования понятия картинки Формирования понятия Формирования понятия Формирования понятия картинки Составление описательного рассказа картинки картинки Составление описательного рассказа Практическая работа Практическая работа Составление описательного рассказа Составление описательного рассказа муляж Знакомство с режимом дня 7. Учебно-методическое обеспечение 1. Учебная литература Учебник «Мир природы и человека», Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова,4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 – М.: Просвещение, 2023г Учебник «Мир природы и человека», Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова,4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 2 – М.: Просвещение, 2023г. 2. Научно-методическая литература Программа по чтению специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г. Интернет ресурсы Материально-техническое обеспечение Демонстрационные и печатные пособия Технические средства обучения - Ноутбук - Принтер-ксерокс - Предметные картинки в соответствии с тематикой произведений - Сюжетные картинки в соответствии с тематикой произведений - Слова для словарной работы - Плакаты: «Времена года» «Дикие животные» «Домашние животные» «Части растений» - Муляжи - Календарь - Мнемотаблицы - Памятки 10 Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по миру пироды и человека уч-ся 4 класса за … полугодие Фамилия имя уч-ся Предметные результаты Правильно называть изученные объекты и явления; Различать растения сада, огорода, леса, поля, их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения; Правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, как использует их человек; Различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека; Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе; Определять время года, описывать его основные признаки, признаки месяцев, составляющих его, особенности жизни растений, животных, человека. Средний балл Тип оценки Уровень 11