ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10— 11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: общая историческая судьба народов России; единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства. Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством: ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России; педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса; системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.); ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков; единых требований к результатам освоения содержания учебного курса. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса. Место комплексного учебного курса в учебном плане. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю. Основные содержательные модули курса: Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом. Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» формирование у младшего подростка мотивации к осознанномунравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи изучения учебного предмета. дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей; формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей; изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое. развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России; формирование качеств гражданина и патриота России; воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты) Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно- нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня: Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред. Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю). В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовнонравственной консолидации российского общества. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Учебный модуль «Основы светской этики» Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета: - диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса; - приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно- нравственной жизни; - актуальность; - вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата); - опора на самостоятельность мышления учащихся; - деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности; - соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения; - органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности. Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни. Кроме того, важно также иметь в виду, что на стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности, учащихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно- этического знания. Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса. Формы контроля и возможные варианты его проведения: Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая). Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах). Самоконтроль; Фронтальный контроль; Тестирование, викторины, кроссворды и т.п. Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата № п/п № урока в теме 1 1 Тема урока Оборудование Характеристика деятельности учащихся I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч) Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Россия – Родина моя. Презентация «Россия – Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, Родина моя» (проектор, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как маркерная доска). основы культурных традиций многонационального народа России (воспитание толерантности). Исследовать культурные традиции Российской Федерации. Усвоить общественные нормы нравственности и морали. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. II. Основы религиозных культур и светской этики. Часть I (16 ч) 2 3 1 2 Что такое светская этика? Мораль и культура. Репродукция картины Рафаэля «Афинская школа» (проектор, маркерная доска). Презентация «Культура» (проектор, маркерная доска). Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить значение понятия «светская этика». Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Усвоить общественные нормы нравственности и морали. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить лексическое значение слов «мораль», «культура» в различных источниках. Познакомиться с историей развития представлений о нравственности и морали. Познакомиться с основами светской морали, понимать ее значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе (воспитание толерантности). Работать со взрослыми:составить свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в семье. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 4 5 6 7 8 3 4 5 6 7 Особенности морали. Добро и зло. Творческая работа по теме «Добро и зло»: поиск информации в различных источниках для создания презентации «Добро и зло». Добродетели и пороки. Творческая работа по теме « Добродетели и Презентация «Мораль» (проектор, маркерная доска). Презентация «Добро и зло» (проектор, маркерная доска). MacBook или ноутбук (для индивидуальной работы). Презентация «Добродетели и пороки» (проектор, маркерная доска). MacBook или ноутбук Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Познакомиться с историей развития представлений о нравственности и морали – особом виде духовной культуры. Приводить примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. Готовиться к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Познакомиться с главными моральными понятиями в жизни человека «добро» и «зло». Усвоить основные определения и понятия этики, культуры и морали. Объяснять значение пословиц. Приводить примеры поступков, которые учащиеся считают морально добрыми. Понимать окружающих и сопереживать чувствам других людей (воспитание толерантности). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Осуществлять поиск информации в различных источниках для выполнения учебной задачи. Грамотно оформлять ссылки на используемый Интернет-ресурс. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Познакомиться с двумя противоположными характеристиками личности – добродетель и порок. Усвоить основные определения и понятия этики, культуры и морали. Выяснить, как менялись представления о добре и зле в ходе истории человечества. Работать со взрослыми:расспросить о знаменитых людях, представленных в учебнике с. 16-17, ответить на вопрос: почему они могут служить примером для подражания. Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов (воспитание толерантности). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. пороки»: коллективное создание презентации «Добродетели и пороки». 9 10 11 8 9 10 Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. (для индивидуальной работы). Отрывок из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (проектор, маркерная доска). Презентация «Свобода и ответственность» (проектор, маркерная доска). Отрывки из кинофильма «Тимур и его команда» (проектор, маркерная доска). Осуществлять поиск информации в различных источниках для выполнения учебной задачи. Грамотно оформлять ссылки на используемый Интернет-ресурс. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить лексическое значение слова «свобода». Установить взаимосвязи между культурными, моральными традициями и поведением людей в различных жизненных ситуациях. Работать в паре:определить, в какой ситуации морального выбора оказалась Чернавка. Приводить примеры ситуаций морального выбора, в которых чаще всего оказывается современный человек. Осуществлять поиск информации в справочной литературе для выполнения учебной задачи. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить лексическое значение слова «ответственность». Проанализировать высказывания знаменитых людей о свободе и ответственности. Установить взаимосвязи между культурными, моральными традициями и поведением людей в различных жизненных ситуациях. Работать в паре:выбрать из предложенных дел только те, за которые отвечают только учащиеся. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Усвоить понятие «моральный долг». Выяснить, какие моральные обязанности есть у человека. Проанализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской и культуре и традициях других народов. Работать в паре: во время просмотра отрывков из кинофильма «Тимур и его команда» определить, какие поступки Тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга. Приводить примеры выполнения морального долга из различных источников. Уметь осознавать ценности человеческой жизни. 12 13 14 15 16 11 12 13 14 15 Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Создание презентации «Альтруизм и эгоизм» (сравнительная характеристика). Дружба. Что значит быть моральным? Творческие работы учащихся. Представление творческой работы . Защита проектов. Презентация «Справедливость» (проектор, маркерная доска). MacBook или ноутбук (для индивидуальной работы). Презентации учащихся (проектор, маркерная доска). Отрывки из мультфильмов «Сказка о попе и работнике его Балде» и «Сказка о рыбаке и рыбке» (проектор, маркерная доска). Презентации учащихся (проектор, маркерная доска). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить лексическое значение слова «справедливость». Проанализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской и культуре и традициях других народов. Выяснить, по каким признакам можно судить о справедливости, какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить лексическое значение слов «альтруизм», «эгоизм». Проанализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской и культуре и традициях других народов. Заполнять таблицу «Альтруизм и эгоизм» (сравнительная характеристика). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить лексическое значение слова «дружба». Проанализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выявить критерии человека высоко нравственного. Работать в паре:назвать героев сказок, имеющих добродетельные качества личности, и героев с порочными качествами. Приводить свои примеры героев произведений с добродетельными и порочными качествами. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную (воспитание толерантности). 17 16 Обобщение знаний. Игра-путешествие по теме «Основы религиозных культур и светской этики» (часть I). Презентация игры, составленной по материалам учащихся (проектор, маркерная доска). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Использовать приобретенные навыки культуры поведения и общения во время участия в игрепутешествии (воспитание толерантности). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. III. Основы религиозных культур и светской этики. Часть II (12 ч) 18 19 20 21 1 2 3 4 Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина, извинение. Презентация «Родословная» (проектор, маркерная доска). Отрывок из мультфильма «Малыш и Карлсон» (проектор, маркерная доска). Отрывки из кинофильма «Приключения Буратино» (проектор, маркерная доска). Репродукция картины Ф.Решетникова «Опять двойка» (проектор, маркерная доска). Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Познакомиться с понятиями «род», «семья». Выяснить (уточнить) происхождение своей фамилии (или фамилии родственников). Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о своей родословной. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить, что такое поступок в этике. Определить признаки нравственного поступка. Проанализировать проделки Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка. Приводить примеры нравственных поступков, которые совершают современные люди. Работать в паре:обсудить высказывание: «Цель оправдывает средства» Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать высказывания древних философов. Познакомиться с общим принципом для обоснования морали – золотым правилом нравственности. Работать а в паре:оценить поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать, какие чувства выражают лица персонажей картины Ф. Решетникова «Опять двойка». Доказать свою точку зрения. Объяснить значение пословиц. Работать в паре: выяснить, что просьба о прощении – признак сильного человека, способного совершить поступок и восстановить добрые отношения (воспитание толерантности). 22 23 24 25 26 5 6 7 8 9 Честь и достоинство. Совесть. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Джентльмен и леди. Образцы нравственности в культуре Отечества. Отрывки из выступлений российской сборной на Паралимпийских играх в России (проектор, маркерная доска). Просмотр отрывка из мультфильма по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (проектор, маркерная доска). Репродукции картин В. Васнецова «Богатыри» и П. Корина «Александр Невский» (проектор, маркерная доска). Презентация «Леди и джентельмены» (проектор, маркерная доска). Презентация «Образцы Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить лексическое значение слов «честь», «достоинство». Объяснить значение пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду». Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить лексическое значение слова «совесть». Сравнить понятия «совесть» и «стыд» и выявить в чем их различие. Охарактеризовать поступок Алеши из сказки, описать какое чувство испытал мальчик из-за своего поступка. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Уточнить лексическое значение слов «богатырь», «рыцарь». Перечислить качества, которыми обладали древнерусские богатыри. Проанализировать отрывок древнегреческого мифа и определить героя, равного по силе и подвигам Илье Муромцу. Выяснить, какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь». Привести примеры современных богатырей. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить, кого называли джентельменами и леди. Проанализировать высказывания И.В. Гете и А.П. Чехова, определить и перечислить качества, которыми обладают джентельмены и леди. Приводить примеры поведения леди и джентельменов.из художественной литературы и кинофильмов. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. нравственности в культуре России в разное историческое время» (проектор, маркерная доска). 27 28 29 10 11 12 Этикет. Отрывок из мультфильма «Винни Пух» (проектор, маркерная доска). Праздники. Отрывок из мультфильма «Винни Пух» (проектор, маркерная доска). Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Презентация Виталия Антонова «Герой нашего времени (доктор Рошаль)» (проектор, маркерная доска). Выяснить лексическое значение слов «труженик», «патриот», «воин», «коллективист». Познакомиться с понятием «патриотизм». Работать в паре:выяснить, в чем должен выражаться патриотизм сверстников. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить лексическое значение слова «этикет». Охарактеризовать поведение Винни Пуха в гостях у Кролика. Работать в паре:прочитать отрывок из параграфа «Этикет» (с.56 – 57 учебника) и заполнить таблицу «Правила этикета, которые должен знать каждый». Определить, какие из правил, записанных в таблице, должен соблюдать каждый ученик. Составить перечень правил школьного этикета. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выяснить лексическое значение слова «праздник». Приводить примеры государственных, общественных, семейных праздников. Работать в парах:заполнить таблицу «Что подарили ослику Иа на день рождения друзья», отметить, приятно ли было получить ему такие подарки. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Уточнить лексическое значение слова «ценность». Приводить примеры ценностей для человека. Выяснить, что высшая ценностью для человека – его жизнь. Работать в паре:заполнить таблицу «Нравственные ценности». Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. IV. Духовные традиции многонационального народа России (5 ч) 30 1 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Составление календаря памятных дат (проектор, маркерная доска). Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Проанализировать высказывания В.М. Шукшина и Н.В. Гоголя. Составить из предложенных событий «Календарь памятных дат». Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 31 32 33 34 2 3 4 5 Творческие проекты учащихся «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мой друг». Творческие проекты учащихся «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина». Творческие проекты учащихся «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.) Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Презентации учащихся (проектор, маркерная доска). Презентации учащихся (проектор, маркерная доска). Презентации учащихся (проектор, маркерная доска). Презентации учащихся (проектор, маркерная доска). Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную (воспитание толерантности). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную (воспитание толерантности). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.