муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Смолинская средняя общеобразовательная школа"
Учебный план
основного общего образования обучающихся с ЗПР по варианту 7.1
ФАОП
на 2025 – 2026 учебный год
Талицкий муниципальный округ, Свердловская область 2025
Пояснительная записка
Учебный план МКОУ «Смолинская СОШ», реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу основного общего образования (далее – АООП
ООО) обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР), определяет
общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов
образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП ООО обучающихся
с ЗПР:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план разработан на основе ФАОП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1) и в целом соответствует обязательным
требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении
во внеурочную деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной
работы.
В основу учебного плана положен 1-й вариант учебного плана ФАОП ООО для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) – для
общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (п.
196.6.1 ФАОП ООО).
В учебном плане представлены 10 предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных
потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации
обучающихся. Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными
курсами, необходимыми для преодоления или ослабления нарушения с учетом
индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. В образовательной организации
предусмотрены индивидуальные или групповые формы проведения занятий,
их чередование и количественное соотношение определяются образовательной
организацией. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направлены
на преодоление индивидуальных дефицитов развития и обучения. Решение
о предоставлении индивидуальных занятий ребенку принимает ППк образовательной
организации.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы
(курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе
обучения.
Обучение в образовательной организации ведется на русском языке. В связи с тем, что
родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать учебные предметы
предметной области «Родной язык и родная литература», предметная область
и учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература» отсутствуют в учебном
плане.
В предметной области «Иностранные языки» предусматривается изучение одного
иностранного языка по причине особенностей психофизического развития
обучающихся с ЗПР, дефицитов фонематического восприятия и недостаточности всех
компонентов речевого развития. На изучение предмета «Иностранный язык» отводится
по 3 часа в неделю.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Адаптивная
физическая культура» составляет 2 часа в неделю, третий час реализуется за счет часов
внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных
секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается или
соответствует возрастной норме, образовательная организация по согласованию
с родителями (их законными представителями) обучающегося вправе делать выбор
между учебным предметом «Физическая культура» и «Адаптивная физическая
культура».
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии
с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми
образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР
может проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих
особенности обучающихся. Промежуточная аттестация по всем учебным предметам
обязательной части учебного плана проводится в форме контрольной работы.
Промежуточная аттестация по учебным курсам части, формируемой участниками
образовательных отношений: «Информатика и ИКТ», «История и традиции родного
края» и «Функциональная грамотность», проводится в виде комплексной проверочной
работы. Промежуточная аттестация по курсу «Проектная деятельность» проводится
в форме публичной презентации результатов выполнения индивидуального проекта.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации,
обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано:
на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы
и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся с ЗПР.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, включен учебный
курс «Экология животных». Учебный курс введен в 7-х классах для увеличения
учебных часов на изучение предмета «Биология», обеспечивает удовлетворение
экологических потребностей обучающихся. Учебный курс «Народные игры» включен
в часть, формируемую участниками образовательных отношений, как дополнительный
час «Физическая культура» для
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения АООП ООО (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая
в формах, отличных от урочной.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности в МКОУ
«Смолинская СОШ» является неотъемлемой частью образовательного процесса
в образовательной организации. Содержание данных занятий формируется с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов,
отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов,
из которых не менее 3 часов выделяются на обязательные коррекционные курсы и, при
необходимости, на дополнительные коррекционно-развивающие занятия
в соответствии с программой коррекционной работы.
1 час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные
занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Также 1 час внеурочной деятельности в 6-9-х классах отводится на проведение
внеурочных занятий по курсу «Россия – мои горизонты» в рамках реализации
профориентационного минимума.
Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную
деятельность. Она представлена коррекционными курсами логопедической
и психокоррекционной направленности с целью коррекции и ослабления нарушений
в психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР, формирования
жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме.
Содержание коррекционно-развивающих курсов, их количественное соотношение
определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя
из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций
ПМПК. Кроме того, содержание данной области может быть дополнено для отдельных
учащихся на основании решения ППк в соответствии с индивидуальными
потребностями и особенностями. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в
индивидуальной и групповой форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники образовательной организации: учителядефектологи, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы,
социальные педагоги, педагоги дополнительного образования.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО
обучающихся с ЗПР. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную
деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов,
из них 5 часов отводится на коррекционно-развивающие курсы, 5 часов – на другие
направления внеурочной деятельности.
Учебный план
основного общего образования обучающихся с ЗПР по варианту ФАОП 7.1
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Классы
5-й
6-й
7-й
8-й
9-й
Всего
Обязательная часть
Русский язык
и литература
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
Математика
и информатика
Математика
5
5
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Вероятность
и статистика
1
1
1
3
Информатика
1
1
1
3
3
3
2
2
13
1
1
1
1
4
1
2
2
2
8
2
2
3
6
2
2
4
2
7
Общественно-научные История
предметы
Обществознание
География
Естественно-научные
предметы
Искусство
Технология
10
3
1
Физика
Химия
Биология
1
1
1
2
Музыка
1
1
1
1
Изобразительное
искусство
1
1
1
Труд (технология)
2
2
2
4
3
1
1
8
Основы безопасности и Основы безопасности
защиты Родины
и защиты Родины
Адаптивная
физическая культура
1
1
2
2
2
2
2
2
10
Итого
27
28
30
31
32
148
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
2
2
2
2
1
9
1
1
1
2
1
1
Народные игры
Экология животных
Лингвокраеведение
Родной язык
1
1
1
1
Трудные вопросы
орфографии и
пунктуации
3
1
3
0,5
0,5
Максимально допустимая недельная
29
нагрузка (при пятидневной учебной неделе)
30
32
33
33
157
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
8
8
8
8
8
40
Коррекционный курс: «Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные
(психологические и дефектологические)»
2
2
2
2
2
10
Ритмика
1
1
1
1
1
5
Другие направления внеурочной деятельности 5
5
5
5
5
25
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
5
1
1
1
1
4
1
«Россия – мои горизонты»
Я,ты,он,она
1
«Дружина юных пожарных»
1
1
1
1
1
5
«Юные инспектора движения»
1
1
1
1
1
5
«Миссия добра»
1
1
1
1
1
4
8
8
8
8
8
40
1