Учебный план НОО интеллектуальными нарушениями, 1-4 класс 2025-2026 учебный год

Муниципальное казенное образовательное учреждение
"Смолинская средняя
общеобразовательная школ"

Приложение 1 к АООП
обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения, вариант 1 )
МКОУ «Смолинская СОШ»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант
1- 4 классы

Талицкий муниципальный округ, Свердловская область 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный
план
для
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями вариант 1 составлен на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
- Федеральный закон от 24.09.2022 № Э71-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Режим доступа: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/405234611/#review;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 08.05.2019 № 233 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г, регистрационный № 35847).
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
(зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г, регистрационный № 35850).
Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 №07-3735 «О направлении
методических рекомендаций» (ораспространении практик по образованию детей с
ОВЗ)».
- Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

-

- Постановление главного
санитарного врача от 28.09.2020
№ 28 «Об
утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"»;
- Постановление главного
санитарного врача от 28.01.2021
№ 2 «Об
утверждении санитарных
правил и норм
СанПиН
1.2.3685-21

"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания"»;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от
12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) вариант1 МКОУ «Смолинская СОШ».
- Устав МКОУ «Смолинская СОШ».
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Обучение проходит в две смены.
Продолжительность учебного года в 1-х классах - 33 недели, во 2-4 классе —
34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1
классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность занятий
- по 40 минут каждый урок. В
адаптационный период в 1 -х классах продолжительность занятий составляет 30
минут.
Учебный год в муниципальном казенном образовательном учреждении
"Смолинская средняя общеобразовательная школа" начинается 01.09.2025 и
заканчивается 26.05.2026.
Учебный план МКОУ «Смолинская СОШ» для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает
сроки
освоения
АООП
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в течение 9 лет годовой и недельный учебные
планы в МКОУ «Смолинская СОШ» представлен в 1м варианте:
1 вариант — I-IV; V-IX классы (9 лет);
Выбор варианта и сроков обучения осуществлен с учетом:

особенностей
психофизического
развития
обучающихся,
сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых
образовательных потребностей;
- мнения родителей (законных представителей);
- наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые
и материально-технические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения
в экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками
образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части. В учебном плане МКОУ
«Смолинская СОШ»» АООП ФГОС ОВЗ УО (1 вариант) отведено 3 часа в неделю:
на предметы «Детская риторика», «Занимательная математика», «Мир вокруг нас».
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено коррекционными занятиями (Психокоррекционными) и ритмикой
продолжительность занятий 20 минут в рамках финансирования

группы продленного дня. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых
занятий,
их
количественное
соотношение
может
осуществляться
общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида.
Коррекционно-развивающая область представлена:
- Психо-коррекционные занятия - 1 час в неделю (1- 4 классы)
- Дефектологические занятия 1 час в неделю (1 -4 классы)
- Ритмика 1 час в неделю (1 -4 классы)
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них
часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках
общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Каждое занятие длится 20 минут. Внеурочная деятельность представлена
занятиями:
Система оценки достижений обучающихся и планируемые результаты
освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Итоговые
достижения
обучающихся
определяются
индивидуальными
возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное
развитие жизненной компетенции. Текущий контроль успеваемости обучающихся
проводится - поурочно, по темам и по учебным четвертям в форме устных и
письменных ответов. Текущий контроль успеваемости обучающихся в 1 -х классе
осуществляется без фиксации образовательных результатов в виде оценок по 5-ти
балльной шкале, используется только положительная и не различаемая по уровням
фиксация. Результаты продвижения учащихся в развитии оцениваются на основе
анализа их продуктивной деятельности. Периодичность и формы текущего
контроля обучающихся (по темам, поурочного) определяет учитель самостоятельно
с учетом требований ФГОС ОВЗ УО, с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся
соответствующего
класса,
содержанием
адаптированной
общеобразовательной программы, используемых образовательных технологий.
Периодичность и формы текущего контроля учитель указывает в рабочей
программе по предмету, учебному курсу. Промежуточная аттестация проводится со
второго класса. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному
предмету, курсу по итогам учебного года. Сроки проведения промежуточной
аттестации определяются календарным учебным графиком.
Основанием перевода из класса в класс является возраст обучающихся.

Недельный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Предметные области
Классы
Учебные предметы

Количество часов в неделю

II

III

IV

1.1.Русский язык

3
2

4
1

4
1

4
1

15
5

3
2
20

3
1
20

3
1
20

3
1
81

12
5

1
1

1
1

4
1

1

4

2
1
1
1

2
1
1
1

8
1
1
1

4
4
1

4

2

2
Разговоры о важном
1
Орлята России
1
Функциональная грамотность
Всего к
29
29
29

I-IV классы

Всего
I

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
3
3
2
3
4
2
3
4
2
3
4
2
12
15
8
2. Математика
2.1.Математика
3. Естествознание
3.1.Мир природы и человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное искусство
1
1
1
1
1
1
1
5
4
5. Физическая культура 5.1. Физическая культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
21
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1
Психокоррекционные занятия
Внеурочная деятельность 2

Недельный учебный план
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями): I-IV классы
Предметные
области

Классы
Учебные
предметы

Количество часов в неделю
II

III

IV

3
3
2

3
4
2

3
4
2

3
4
2

12
15
8

3
2

4
1

4
1

4
1

15
5

2
1

1
1

1
1

1
1

5
4

3

3

3

3

12

2
21
-

1
20
3

1
20
3

1
20
3

5
81
9

Обязательная часть
1. Язык и
1.1.Русский язык
речевая
1.2.Чтение
практика
1.3.Речевая
практика
2. Математика
2.1.Математика
3.
3.1.Мир природы и
Естествознание
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Рисование
(изобразительное
искусство)
5. Физическая
5.1. Адаптивная
культура
физическая
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

I

Детская риторика
Занимательная математикаматематика

1
1

1
1

1
1

3
3

Мир вокруг нас

1

1

1

3

Максимально
допустимая
годовая 21
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

23

23

23

90

Внеурочная деятельность

2

2

2

2

8

Разговоры о важном

1

1

1

1

4

Орлята России

1

1

1

1

4

2538

98
38

Всего к финансированию

23

34 25 35 25 37

207


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».