МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого ГО МКОУ "СМОЛИНСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО МО учителей музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры Заместитель директора по УВР Директор МКОУ "Смолинская СОШ" ________Федореева Л.М. Протокол № 5 от «16» мая 2024 г. _____________ Гуляева Т.Г. Протокол № 5 от «16» мая 2024 г. УТВЕРЖДЕНО _______Шевелева Н.В. Приказ № 1605-2 от «16» мая 2024 г. Адаптированная рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Рисование» (для 4 класса) с.Смолинское 2 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .............................................................. 8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12 3 I. Рабочая ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА программа (изобразительное по искусство)» учебному составлена на предмету «Рисование основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)». Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в 4 рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Задачи обучения: − воспитание интереса к изобразительному искусству; − раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; − воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; − формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора; − развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них; − формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; − обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках; − обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) − обучение построениям правилам орнамента и и законам др., композиции, применяемым в цветоведения, разных видах изобразительной деятельности; − формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению; − воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация). Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 4 классе определяет следующие задачи: 5 − развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей природной среде и формирование у детей умений фиксировать у детей умений фиксировать полученные при наблюдении впечатления цветными ахроматическими художественными материалами; − формирование умений анализировать форму и строение (конструкционные особенности) объекта наблюдения, видеть его целостно и различать пропорции, рассматривать объект аналитически, выделяя его части, и изображать его правдиво; − обучение некоторым правилам работы над композицией в практической деятельности; − обучение восприятию некоторых произведений изобразительного искусства, сопутствующих теме определенного занятия, и произведений декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия. 6 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ На четвертом году обучения продолжается работа по формированию у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности к изображению наблюдаемых и рассматриваемых объектов, формирование различных способов воспроизведения предметов и объектов, воспринимаемых с натуры. В 4 классе в доступной форме, но более подробно, раскрываются приемы работы мастеров в различных видах жанров изобразительного искусства, важность и особенности воспроизведение образов с натуры и по памяти. Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства направлено на формирование у обучающихся интереса к данному виду творчества, обусловленному потребностью украшать свою жизнь необычными предметами, создаваемые руками мастеров. Содержание разделов № Название раздела Количество часов Контрольные 1. «Обучение композиционной деятельности» 11 - 2. «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» 9 - 3. «Обучение восприятию произведений искусства» 4 - 4. «Развитие у обучающихся восприятия цвета, предметов и формирование умений переливать его в живописи» 10 - 34 - п/п Итого: работы 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению; − воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социальных мотивов учебной деятельности; − воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств; − овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; − овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Предметные: Минимальный уровень: − знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойств назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; − знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета; − знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; − уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; 8 − знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; − уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; − следовать при выполнении работы инструкциям педагогического работника; − владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); − рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции; − применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; − ориентироваться в пространстве листа; − размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; − адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета. Достаточный уровень − знать названия жанров изобразительного искусства; − знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.); − знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; − знать искусства: и применять выразительные «изобразительная средств поверхность», изобразительного «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; − знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; − знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); 9 − знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); − находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; − оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации; − применять разные способы лепки; − рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению; − различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу; − различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; − различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. 10 Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности Оценка «2» - не ставится. 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Кол-во часов IV. Программное содержание 1. «Дети собирают грибы». Аппликация 1 2. Рисование симметричных форм 1 Повторение выполнения аппликации способом обрывания. Закрепление технических навыков и приемов обрывной аппликации. Закрепление знаний о дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, о местах, где они растут. Закрепление обобщающего понятия «съедобные грибы». Повторение понятия симметрия. Выполнение упражнений в дорисовывании картинок справа и слева. № Тема предмета Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Повторяют выполнение аппликации способом обрывания. Развивают технические навыки и приемы обрывной аппликации. Получают опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Умеют различать грибы, разные по цвету и форме. Развивают декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы (прямоугольного листа бумаги). Понимают роль цвета в создании аппликации. Работу выполняют самостоятельно по образцу. Ориентируются на листе под контролем учителя. Стараются соблюдать пропорции. Подбирают цвета под контролем учителя. Выполняют работу, используя трафареты. Ориентируются в плоскости листа. Соблюдают пропорции. Подбирают цвета по образцу. Самостоятельно составляют узор. 3. «Листья осенью». Рисование 1 4. Аппликация «Листья березы» 1 5. Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) 1 Рассматривание картин художников (Леонардо да Винчи. «Дубовая ветвь с желудями», Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины»). Рассматривание, изучение цвета, формы. Рисование и раскрашивание в технике акварели посырому. Рассматривание березы, освещенной солнцем. Изучение листья березы. Повторение цветов - темнозеленый, светло-зеленый. Теплые цвета. Холодные цвета. Рассматривают картины. Повторяют технику работы с акварелью под контролем учителя. Ориентируются на плоскости листа под контролем учителя. Изображают дубовую ветку с желудями, листья, глядя на предложенный учителем образец. Отвечают на вопросы по картине. Овладевают живописными навыками работы акварелью посырому. Ориентируются на плоскости листа. Используют выразительные средства живописи для создания образа осенних листьев и ветки. Уясняют такие понятия, как свет, тень, контраст. Определяют местоположение главного предмета (группы предметов) в композиции. Изображают березу, листья на ней способом аппликации, с дорисовыванием. Повторение понятий «сосуд», «силуэт». Примеры сосудов - вазы, чаши, блюда, бокалы, тарелки и т. д. Усваивают понятия: сосуд, силуэт, узор орнамент. Работают по трафаретам, под контролем учителя. Закрепляют навыки работы с акварелью. Анализируют форму, тональные отношения, сравнивать рисунок с натурой. Выполняют рисунок, аппликацию от общего к частному и от частностей снова к общему. Применяют выразительные графические средства и средства аппликации в работе. Различают: сосуд, силуэт, узор орнамент. Работают живописными навыками с акварелью. Овладевают навыками сравнения, учатся сравнивать 13 6. Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) 1 Украшение силуэтов разных предметов орнаментом (узором). Выбор предмета для украшения. Выбирают предметы украшения под контролем учителя. свою работу с оригиналом (образцом), Работу выполняют самостоятельно. 7. Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах 1 Рассматривают картину. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Изучают понятие пейзаж. Отличают пейзаж от других жанров под контролем учителя. Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятия «пейзаж». 8. Знакомство с пейзажем. Рисование картины 1 Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства – пейзаж. Рассматривание картины знаменитых художников И. Шишкина, В. Сурикова, К. Моне. Рассматривание картин художников пейзажистов. (А. Саврасов. «Проселок», К. Шебеко. «Осенний хоровод», И. Левитан. «Озеро. Русь»). Рассматривают картины художников-пейзажистов. Усваивают понятия «далеко», «близко». Знакомятся с понятием «перспектива», усвоить. Выделяют этапы работы в соответствии с поставленной целью. 14 9. Знакомство с пейзажем. Рисование картины 1 Усвоение понятий «далекоблизко», «даль», «меньше размер», «больше размер». Учатся строить рисунок с учетом планов (дальний, передний). Работают под контролем учителя. Повторяют и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Развивают навыки работы карандашом и акварелью. 10. Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их картинах 1 Рассматривают картину. Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Различают жанр натюрморт под контролем учителя Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятие «натюрморт» 11. Рисование постановочного натюрморта 1 Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - натюрморт Рассматривание картины знаменитых художников И.Хруцкого «Натюрморт», Ф.Снейдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти», И.Машков «Снедь московская. Хлебы» Рассматривание постановочного натюрморта, Поэтапное выполнение работы. Рассматривают натюрморт. Ориентируются в плоскости листа под контролем учителя. Работают по шаблону. Рассматривают натюрморт, отвечают на вопросы Правильно располагают натюрморт в плоскости листа. 15 12. Рисование постановочного натюрморта 1 13. Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах 1 14. Автопортрет Лепка. 1 Компоновка. Прорисовывание по точкам. Форма предмета. Детали. Уточнение. Раскрашивание фона. Раскрашивание предметов Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства - портрет. Рассматривание картины знаменитых художников О. Кипренский « Портрет А. Пушкина», В. Серова «Портрет балерины Т. Карсавиной», П. Заболотского «Портрет поэта М . Лермонтова». Изучение разнообразных комплексных объемов. Пластика. Форма. Подбирают цвета под контролем учителя. Работают в совместной деятельности с учителем. Самостоятельно подбирают цвета. Работу выполняют самостоятельно. Рассматривают картину. Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Усваивают понятия «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Различают жанр портрет под контролем учителя. Рассматривают и сравнивают картины разных художников, разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Усваивают понятие «портрет». Приемы лепки выполняют под контролем учителя. Лепят портрет под контролем учителя. Используют выразительные средства живописи и Закрепляют навыки работы от общего к частному. Усваивают такие понятия, как контур, контраст, изображение, портрет. 16 15. Автопортрет Лепка 1 Преимущества пластилинографии перед лепкой объемных фигур. Изображение, полученное в технике пластилинографии возможности пластинографии для создания портрета. Анализируют форму частей, соблюдают пропорции. Работу выполняют самостоятельно. 16. Автопортрет. Рисование 1 17. Автопортрет. Рисование 1 Понимают, что такое автопортрет. Работают по шаблону. Размечают части лица под контролем учителя. Изображают живописными средствами автопортрет под контролем учителя. Работают графическими материалами с помощью линий разной толщины. Выполняют творческое задание согласно условиям. Создают композицию рисунка самостоятельно. Подбирают необходимые цвета для выполнения работы. 18. Рисование новогодней открытки Рисование новогодней открытки 1 Последовательность рисования лица человека. Овал лица. Форма глаз, бровей. Цвет лица, бровей, ресниц, волос. Развитие художественных навыков при создании образа на основе знаний простых форм Создание поздравительной открытки. Тема Нового года. Образ Деда мороза, Снегурочки Понимают роль художника в создании поздравительной открытки. Создают открытку к определенному событию. Приобретают навыки выполнения лаконичного выразительного изображения определенной (новогодней) тематики. Объясняют роль художника в создании поздравительной открытки. Создают средствами живописи эмоционально-выразительный образ новогоднего праздника. Передают с помощью рисунка и цвета характер персонажей — Деда Мороза и Снегурочки. Выполняют эскизы поздравительной открытки на заданную тему. 19. 1 17 20. Художники о тех, кто защищает Родину. Щит и меч 1 Изучение героевзащитников. Богатыри. Рассматривание картин художников — В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Богатырь», П. Корина «Александр Невский». Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Выражение в картинах любви к Родине, стремления защитить, сберечь Родину, ее богатства. Понимают, что картина — это особый мир, созданный художником наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждают о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассказывающих о любви к Родине. Рассматривают и сравнивают картины разных художников, рассказывают о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, патриотическое, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Усваивают понятие «геройзащитник». Называют имена знаменитых художников, изображающих героев, богатырей, защитников. 18 21. Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря. 1 22. Доброе и злое в сказках. Показ в рисунках 1 Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Картины создаваемые художниками. Рассматривание картины известных художников П. Корина «Александр Невский», И. Билибина «Тридцать три богатыря». Продолжение знакомства с понятиями «форма», «простая форма». Сказочный мир, знакомство. Герои сказок. Изучение добрых и злых сказочных героев. Рисование доброго и злого героя. Рассматривают картины. Учатся мастерству рисования, глядя на картины известных художников. Продолжают знакомиться с понятием «форма». Работают под контролем учителя. Анализируют форму предмета. Развивают наблюдательность при восприятии сложной формы. Выполняют работу поэтапно. Овладевают навыками изображения фигуры человека. Выполняют творческое задание согласно условиям. Подбирают необходимые цвета для выполнения работы. Рассматривают картины Уясняют понятия «злой», «добрый». Создают графическими средствами эмоциональновыразительный образ сказочного героя (доброго, злого). Работают по шаблонам. Отвечают на вопросы по картинам. Понимают условность и субъективность художественного образа. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Работу выполняют самостоятельно. 19 23. Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море 1 24. Рисование «Море» 1 Знакомство со знаменитым русским художником И. Айвазовский. Картина «Девятый вал». Рассматривание. Рассуждение. Знакомство с художниками и их картинами (К. Моне «Морской пейзаж», В. Ван Гог «Море в Сент-Мари», И. Левитан «Берег Средиземного моря»). Изображение моря в картинах художников сказочников. Рисование акварелью в технике «по-сырому». Передача формы, цветов, тональности. Выполнение рисунка моря Рассматривают картины. Понимают, что картина особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Работают под контролем учителя. Рассматривают и сравнивают картины разных художниковмаринистов, рассказывают о настроении и разных состояниях морского пейзажа, которые передают в своих работах художники. Усваивают понятия «морской пейзаж», «волна», «буря». Знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой — акварелью по сырому слою бумаги. Учатся рисовать море, волны, передавать форму, цвет, тональность. Выполняют рисунок моря, когда на нем поднимаются высокие волны в технике акварелью по-сырому. Представляют рисунок и близкий для его настроения колорит. Определяют, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи морского пейзажа. Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. 20 25. Школьные соревнования в беге. Лепка 1 26. Беседа. Народное искусство. Гжель Беседа. Народное искусство. Гжель 1 27. 1 Рассматривание вазы из раскопок Древней Греции. Изображение художником бегущих спортсменов. Соревнование. Руки. Ноги. Наклон фигуры. Бег. Лепка бегущих фигурок из пластилина (пластилинография) с учетом просмотренного материала. Беседа о Гжели. Знакомство с традиционной роспись — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты. Ознакомление с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством Гжель. Обучение узнавать изделия с гжельской росписью. Рассматривают картины. Объясняют, в чем разница понятий «человек стоит», «человек бежит». Называют разные части тела человека. Работают под контролем учителя. Развивают навыки работы в технике лепки и рисунка. Используют выразительные средства живописи и возможности лепки для создания картинки, изображающей соревнующихся детей. Анализируют форму частей, соблюдать пропорции. Знакомятся с разнообразием русских народных промыслов. Учатся различать изделия, знать характерные особенности Гжели. Знакомятся с искусством гжельских мастеров. Рассказывают о мастера Гжели. Уясняют, какие три цвета используют в гжельской росписи. Понимают, что такое растительный и геометрический орнаменты. 21 28. 29. 30. Украшать изображение росписью. Роспись вазы Украшать изображение росписью. Роспись вазы 1 Беседа улицы города. 1 Люди на улице города 1 Продолжение знакомства с разнообразием русских народных промыслов, обучение узнаванию различных изделий, характерных для того или иного народного искусства. Использование художественных средств выразительности. Знакомство с искусством гжельских мастеров. Обучение расписыванию чашки, блюдца, выделение каймы. Обучение рисованию простейших цветов из капелек, выделение середины цветком. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакивание. Составление рассказов по картинам художников (П. Кончаловский. «Сан- Закрепляют приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Расписывают чашки блюдца, выделять кайму с помощью учителя Работают по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя. Рисуют простейшие цветы из капелек, выделяя середину цветком. Закрепляют приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Работу выполняют самостоятельно. Рассматривают картины художников, изображающих улицы города. Используют точные слова для обозначения предметов. Закрепляют знания о правилах поведения пешеходов на улице. 22 31. Беседа улицы города. Люди на улице города 1 32. Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета. Рисование картины о лете 1 33. 1 Джиминисано», «Крым. Алупка»; Т. Насипова. «Станция метро «Сокол», Ю. Пименов. «Новая Москва»). Обучение составлению описательного рассказа. Использование точных слов для обозначения предметов. Закрепление знаний о правилах движения и поведения пешеходов на улице. Разговор о лете. Рассматривание картин художников (И. Шишкин. «Рожь», Г. Мясоедов. «Дорога во ржи», К. Маковский. «Девушка в венке», А. Шилов. «Портрет Оленьки»). Развитие познавательной активности. Формирование позитивного взгляда на мир. Воспитание эмоциональной отзывчивости к красоте природы. Формирование бережного отношения к природе. Развивают навыки составления описательного рассказа по картинке. Работают по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя. Работают по иллюстрациям картин известных художников. Различают изображение фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребенка. Рассматривают картину. Называют цветы, растущие летом. Умеют описывать летнюю пору, красоту природы, многообразие животного и растительного мира. Составляют рассказ по наводящим вопросам Подбирают краски лета под контролем учителя. Называют признаки летнего времени года. Развивают память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли. Учатся составлять рассказ по теме. 23 33. 34. Рисование венка из цветов и колосьев Рисование венка из цветов и колосьев 1 1 Рисование венка из полевых цветов и колосьев. Деление окружности на равные промежутки. Дорисовывание лепестков. Заполнение оставшихся промежутков. Уточнение деталей. Прорисовка Изображают венок из полевых цветов, глядя на предложенный учителем образец. Овладевают живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя. Рисуют по шаблону. Работу выполняют под контролем учителя. Используют выразительные средства рисунка и живописи для создания образа венка из цветов и колосьев. Выполняют работу поэтапно, соблюдая размер пропорции. Овладевают навыками работы в технике акварель. 24