Пояснительная записка. Предмет «География» относится к предметной области естественнонаучных дисциплин. Входит в инвариантную часть учебного плана. Изучение географии расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В VI классе в «Начальном курсе физической географии» приводятся в систему все полученные в младших классах первоначальные географические знания, основанные на наблюдениях в природе и на ознакомлении с местностью в ближайшем окружении. Рабочая программа "География для 6 класса" составлена на основе программы "География"Т.М. Лифановой из сборника "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" 2006 года под редакцией И.М.Бгажноковой. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта. Цель учебного предмета. Формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире. Задачи: Образовательные: Дать элементарные научные и систематические сведения о единстве природы, её разнообразии и сложности протекающих в ней процессов. Показать особенности взаимодействия человека и природы. Помочь усвоить правила поведения в природе. Воспитательные: Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России. Развивающие: Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь. Место предмета в учебном плане Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение географии в объёме 2 часа в неделю. Всего 68 ч. в год. Содержание курса географии в 6 классе В разделе "Введение" учащиеся знакомятся с новым предметом "География". Узнают, что изучает данный предмет и знакомятся с первые географическими открытиями. Тема «Ориентирование на местности» способствует формированию у детей с нарушением интеллекта пространственных представлений, навыков ориентировки, необходимых в жизни, а также для перехода к изучению плана местности и карты. В разделе "План и карта" учащиеся учатся различать план и рисунок, знакомятся с масштабом, условными знаками плана местности, условными цветами и знаками физической карты. Учатся отличать план от географической карты. В разделе "Формы поверхности Земли" учащиеся знакомятся с понятие рельеф и его основными формами- равнины, холмы, овраги, горы, а также с процессами, происходящими в горах- землетрясения и вулканы. При изучении раздела "Вода на Земле" происходит знакомство с искусственными(колодец, пруд, водопровод) и естественными ( родник, озеро, болото, река, море, океан) водоемами. В разделе «Земной шар» учащиеся знакомятся с глобусом- моделью земного шара, с расположением материков и океанов, изучают пояса освещенности Солнцем поверхности Земли, узнают об их расположении, получают представление о климате. Раздел "Карта России" посвящен изучению географического положения России на карте полушарий, знакомству с островами и полуостровами, поверхностью нашей страны, а также рекам и озерам европейской и азиатской частей России. Эта тема связана с курсом VII класса «Природа России», где учащиеся должны находить на карте и читать названия ряда географических объектов. В разделах «Вода на Земле» и «Карта России» учащиеся получают знания о родном крае. В результате изучения предмета обучающиеся должны: Знать/понимать: что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения; правила поведения в природе; отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле. Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов. различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий; основные типы климатов; географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий. Уметь: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности; читать планы местности (для начальных классов массовой школы); ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; ориентироваться на географической карте с помощью учителя; составлять описание изучаемых объектов по плану с опорой на карту и помощь учителя; Учебно–методическое обеспечение: 1. Программа географии, автор Т.М.Лифанова из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва «Просвещение» 2006г. 2. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина учебник "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2018г. 3. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина приложение к учебнику "География", Москва "Просвещение"2018г. Для более успешного усвоения материала предусмотрены практические работы: №№ п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Практическая работа Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Вычерчивание простейших знаков плана местности Зарисовка в тетрадях условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Обозначение на контурной карте океанов Обозначение на контурной карте материков Оформление таблицы названий океанов и материков Обозначение границ нашей Родины Номер урока 6 8 24 31 33 43 44 52 67 Тематическое планирование по географии 6 класс 2024 - 20 25 уч.г. (адаптированное) № п/п Наименование раздела 1 Введение Колво часов 5 1 Ориентирование на местности 5 2 Формы поверхности Земли 5 3 Вода на Земле 11 Характеристика основных видов учебной деятельности Формы организации учебных занятий Формы контроля Знакомство с новым курсомгеографией. Дать понятие о географии - как науки о Земле. Развивать память, устную речь, при работе с картой и учебником. Познакомить с понятием горизонт, стороны горизонта. К. памяти в процессе запоминания и воспроизведения новых терминов. Познакомить со способами ориентирования по местным признакам природы. Развивать внимание, память при работе с картинками. Сформировать понятие равнина, низменность, холм. Познакомить с видами гор и их частями, дать представление о вулканах и причинах их образования Урок повторения и закрепления Устные ответы Урок повторения и закрепления, урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми умениями. Коррекционный урок. Урок применения ЗУНов и УУД Урок повторения и закрепления, урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми умениями. Коррекционный урок. Урок применения ЗУНов и УУД Урок повторения и закрепления, урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми умениями. Коррекционный урок. Урок применения Устные ответы Практическая работа Самостоятельная работа http://interneturok.ru Устные ответы Практическая работа Самостоятельная работа http://interneturok.ru Устные ответы Практическая работа Самостоятельная работа http://interneturok.ru Дать представление о водоемах. Познакомить с частями речной системы, горными и равнинными реками, их отличием Дать представление о морях , океанах, островах и полуостровах. Познакомить с водоемами нашего края. ЭОР 4 План и карта 10 5 Земной шар 16 6 Карта России 16 Дать представление о рисунке и плане предмета. Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб. Познакомить с условными знаками плана местности. Дать представление о географической карте и плане. Познакомить с условными цветами на физической карте. Дать представление о глобусе, как модели земного шара. Познакомить с физической картой полушарий. Развивать умение самостоятельно работать с картой и атласом Дать представление об океанах. Дать представление о материках. Дать представление о значении Солнца для жизни на Земле. Познакомить с понятиями климат и погода, дать представление о типах климата. Познакомить с природой тропического пояса. Дать представление о географическом положении России на карте. Сформировать понятие остров и полуостров Познакомить с разнообразием рельефа. Развивать умение находить и объяснять новые слова и термины. Познакомить с горными системами России. Познакомить с реками и озерами Европейской части России, с реками и озерами Сибири. Познакомить с ГП нашего края. ЗУНов и УУД Урок повторения и закрепления, урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми умениями. Коррекционный урок. Урок применения ЗУНов и УУД Устные ответы Практическая работа Самостоятельная работа http://interneturok.ru Урок повторения и закрепления, урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми умениями. Коррекционный урок. Урок применения ЗУНов и УУД Устные ответы Практическая работа Самостоятельная работа http://interneturok.ru Урок повторения и закрепления, урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми умениями. Коррекционный урок. Урок применения ЗУНов и УУД Устные ответы Практическая работа Самостоятельная работа http://interneturok.ru Календарно-тематическое планирование. География 6 класс (адаптированное) № п/п Наименование уроков 1 Что изучает география. Колво часов 1 2 Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. 1 3 Явления природы 4 Географические сведения о нашей местности и труде населения 1 5 Обобщающий урок по теме «Введение» Горизонт. Линии горизонта. 1 6 1 Дата проведения По факт плану Обучающиеся с ОВЗ Виды деятельности Планируемые результаты Познакомить учащихся с новым предметом, учебником. Дать представление о географии как науке. Разъяснить происхождение и смысл понятия «география»; Познакомить с процессом наблюдения изменения Солнца и погоды Понимание учащимися, что изучает география, почему необходимо её изучать. Знать времена года, условные знаки обозначения погоды , движении Солнца С.7-13 Познакомить учащихся основными природными явлениями Определение географических сведений своей местности Знать сущность понятия ветер, ураган, шторм, осадки, грозы С.13-16 Научиться называть географические сведения о своей местности и занятости населения С.17 Стороны горизонта Определение сторон горизонта по компасу. 8 Компас и правила пользования им. 1 1 9 Ориентирование по местным признакам природы 1 С.4-7 Повторить с.4-17 1 7 Дом. задание Научить определять стороны горизонта по солнцу, деревьям Познакомить с компасом, его строением и правилами работы; Научить определять стороны горизонта и ориентироваться по компасу Определение местоположения по местным признакам природы Знать сущность понятия «горизонт», уметь чертить рисунок. Пр.р. Зарисовка линии и сторон горизонта. научаться называть и показывать основные стороны горизонта Знать сущность понятия «компас», уметь начертить рисунок. Пр.р. Схематическая зарисовка компаса. Знать сущность понятия «ориентирование» Способы С.18-22 С.20-21 С.22-24 С.24-27 ориентирования: по звездам, по созвездию, по деревьям и т.п. 10 11 Обобщающий урок по теме Ориентирование на местности» Равнины, холмы. 1 1 12 Овраги, их образование. 13 Горы. Землетрясения. 14 Извержения вулканов. 15 Обобщающий урок по теме «Формы поверхности Земли» 16 1 1 1 1 Вода в природе. 1 17 Родник, его образование. 18 Колодец, водопровод. 19 Части реки. Равнинные и горные реки. 20 Как люди используют реки. 1 1 1 1 21 Озера. Водохранилища. Пруды. 1 Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Выполнение заданий учебника Определение по карте расположения на материках различных гор, зарисовка схемы «строение вулкана» Выполнение заданий. Работа с учебником, контурными картами, атласом, закрепление основных понятий по теме Сформировать представление о воде в природе, научить находить равнины на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой. Сформировать представление о роднике и его образовании в природе. Сформировать представление о колодце и его образовании в природе Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Сформировать представление о том, как люди используют реки, продолжить формирование навыков работы с картой Обозначение на контурной карте крупных озер. научаться называть и показывать крупнейшие равнины мира и России, С.28-30 Знать определения «овраг» «промоина», его строение научаться называть и показывать крупнейшие горные системы мира и России, С.31-32 С.31-34 С 35-38 Научатся приводить примеры по теме «Формы поверхности Земли». Повторить с.28-39 Знать процентное соотношение воды к суше, значение воды для всего живого.. С.39-42 Знать причины возникновения родника, нарисовать схему образования родника Знать устройство колодца и водопровода С.43-44 Научиться называть и показывать на карте крупные реки мира и России Знать правила рационального использования воды. С.47-51 научиться называть и показывать озера сточные и бессточные, С.54-57 С.45-47 С.51-53 22 Болота, их осушение. 1 23 Океаны и моря. 1 24 Острова и полуострова. 1 25 26 27 Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения Обобщающий урок по теме «Вода за Земле» 1 1 Рисунок и план предмета 1 28 План и масштаб. 1 29 План класса. 30 План школьного участка. 1 1 Сформировать представление о болотах, продолжить формирование навыков работы с картой. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей Сформировать представление об островах и полуостровах, продолжить формирование навыков работы с картой. Познакомить учащихся с водоемами своей местности, мерами по охране вод от загрязнения Выполнение заданий. Работа с учебником, контурными картами, атласом, закрепление основных понятий по теме Работа с планом местности по учебнику, зарисовка условных знаков плана местности Создать у учащихся представление о масштабе и его видах, научить пользоваться масштабом, научить работать с измерительными приборами; Научить составлять план класса, Научить составлять план участка, используя масштаб пресные и соленые, приводить примеры искусственных водоемов. Знать определение «болото», уметь находить их на карте, знать характеристику болот. С.57-60 Давать определения терминов, понятий по тематике урока; научаться называть и показывать составные части гидросферы, крупнейшие части МО, моря С.60-63 Знать определение «остров, полуостров», уметь находить их на карте, знать характеристику островов, полуостровов. Пр. р Зарисовки схем реки, озера, острова, полуострова Знать основные водоемы своей местности, меры по охране вод от загрязнения С.64-66 Научатся приводить примеры по теме «Вода на Земле». Повторить с.39-69 научаться называть существенные признаки плана местности, приводить примеры разных видов масштаба; Знать определение «план, масштаб», уметь применять знание на практике. С.69-72 Уметь начертить план класса, используя теоретические знания. Уметь начертить план школьного участка, используя теоретические знания. С.74-76 С.66-68 С.72-74 С.76-77 31 Условные знаки плана местности 1 32 План и географическая карта. Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Читать условные знаки плана местности Пр.р Вычерчивание простейших знаков плана местности научатся называть масштаб глобуса, сравнивать разнообразные по масштабу и содержанию карты, объекты и расстояния, обозначать их на контурной карте С.78-80 Формирование представление о географической карте; познакомить с цветами карты, продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; Продолжить формирование представление о физической карте; познакомить с цветами карты, условными знаками Продолжить формирование представление о физической карте Росси; научить находить географические объекты на карте России; Выполнение заданий. Работа с учебником, контурными картами, атласом, закрепление основных понятий по теме Работа с учебником, составление опорного конспекта Читать условные цвета, знаки географической карты Пр.р. Зарисовка в тетради условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты Знать условные знаки физической карты С.83-90 Знать значение физической карты в жизни человека, уметь работать с картой. С.88-90 Научатся приводить примеры по теме «План и карта». Повторить с.69-90 Знать, что такое космос, вокруг какой звезды вращается наша планета, что такое Солнечная система, чем отличается Земля от других планет Солнечной системы. С.91-102 Работа с учебником, составление Знать названия всех планет С.94-96 Дать определение «условные знаки», познакомить с их видами и что они обозначают; продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; Работа с глобусом и картами различных масштабов. 1 33 Условные цвета физической карты. 1 34 Условные знаки физической карты. 1 35 36 37 Физическая карта России. Значение физической карты и жизни и деятельности людей. Обобщающий урок по теме «План и карта» 1 1 Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. 1 38 Планеты. 1 С.81-83 С.86-88 39 40 Земля- планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. 1 Глобус-модель земного шара 1 41 Физическая карта полушарий. 1 42 43 Распределение воды и суши на Земле. 1 Океаны на глобусе и карте полушарий опорного конспекта солнечной системы, правильно их назвать Сформировать представление о земных планетах. Продолжать работу по составлению опорных схем в тетради Знать, как менялись представления о размере и форме Луны, приводить доказательства шарообразности Земли, знать первых космонавтов. Знать, что такое глобус, какое строение он имеет. Какими условными цветами на глобусе обозначены равнины, возвышенности, горы. Знать, как называется карта, где Земля изображена в виде двух окружностей, для чего картографы разделили глобус пополам. Уметь показать на глобусе и карте линию экватора. С.96-100 Уметь определить в каком полушарии больше воды и суши, чем отличается материк от части света, уметь показать на карте полушарий океаны и моря. Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Знать, какие океаны составляют мировой океан, какое хозяйственное значение имеет мировой океан, почему Северный Ледовитый океан получил такое название. Уметь подписать названия океанов на контурной карте. Пр.р Обозначение на контурной карте океанов Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Знать названия материка, на С.104-105 Сформировать представления о глобусе как модели Земли. Продолжить работу с текстом учебника. Сформировать представления о физической карте как изображение глобуса на плоскости Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. Сформировать представления о Мировом океане его составных частях. Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Сформировать представления о океанах как части Мирового океана. Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. 1 44 Материки на глобусе и карте полушарий. 1 Сформировать представления о материках и частях света. Продолжить работу с текстом С.100-102 С.103-105 С.106-108 С. 109-115 45 Первые кругосветные путешествия. 1 46 47 Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. 1 Понятие о климате, его отличие от погоды. учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления котором мы живем, на какие две части разделен материк Евразия. Пр.р Обозначение на контурной карте материков Ознакомить учащихся с тем как в течении времени формировалось представление о Земле. Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Знать, как происходило первое путешествие, сколько лет длилось это плавание. Каково значение первого кругосветного плавания, кто руководил первой русской экспедицией, как назывались корабли первых русских путешественников, какой вклад внесли русские моряки в географическую науку. Знать, как солнечные лучи нагревают землю в течение года. Как лучи падают на Землю, в каком месяце в северном полушарии Солнце не поднимается высоко над горизонтом. С.112-115 научатся назвать причины изменения температуры воздуха в течение суток. Года, приводить примеры характерных природных явлений в природе, основные типы климатов Знать основные типы климатов, различия между ними Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Знать, от чего зависит разделение поверхности Земли на 5 поясов освещенности. Уметь показать на карте пояса освещенности. С.119-120 Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Знать, какие материки и океаны расположены в пределах С.125-128 Выявить зависимость температуры от высоты солнца и угла падения солнечных лучей на земную поверхность. продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради Выполнение в тетради рисунка учебника на стр.119 1 48 Основные типы климата. 49 Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные 1 1 50 Природа тропического пояса. 1 Работа с учебником и приложением Формирование понятий о поясах освещенности (выполнение рисунка) Дать представления о влиянии климата на природу, научить учащихся описывать природу тропического пояса. С.116-118 С.121-122 С.122-125 51 Природа умеренных и полярных поясов 1 52 53 54 55 56 Обобщение по теме: "Земной шар" Географическое положение России карте. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана 1 1 1 1 Моря Тихого и Атлантического океана. 1 Продолжить работу с текстом учебника. Сформировать представления о влиянии климата на природу, научить учащихся описывать природу тропического пояса. тропического пояса, Почему в тропическом поясе круглый год стоит жара. Уметь сравнить особенности и различия поясов. Сформировать представления о влиянии климата на природу умеренных и полярных поясов, научить учащихся описывать природу Продолжить работу с текстом учебника. Знать, какие материки и океаны расположены в пределах умеренного полярного поясов. каковы особенности природы умеренных поясов. Уметь сравнить особенности и различия поясов. Научатся приводить примеры по теме «Земной шар». Пр.р. Оформление таблицы названий океанов и материков Уметь описать г.п. по плану. Знать, какой климат характерен для нашей страны. Уметь пользоваться контурной картой. С.128-131 Уметь описать г.п. по плану. Знать, какой климат характерен для нашей страны. Уметь пользоваться контурной картой. С.138-140 Уметь называть и показать границы России. Знать, какая погода преобладает на севере нашей страны, уметь ориентироваться на карте. Показывать моря Северного ледовитого океана Уметь показать на карте морские границы России на востоке, уметь определить по карте, какое из морей Атлантического океана самое глубокое, описать моря Тихого и Атлантического океанов по плану. С.140-143 Выполнение заданий. Работа с учебником, контурными картами, атласом, закрепление основных понятий по теме Изучить особенности г.п. России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Изучить особенности г.п. России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой с.134 учебника Сформировать понятие о морских границах России, о морях Северного Ледовитого океана. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой с.134 учебника Раскрыть особенности морей тихого океана. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Повторить с.91-128 С.132-137 С.143-147 57 58 59 Острова и полуострова России Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Знать основные острова и полуострова России, уметь показать их на карте. С.148-152 1 Познакомится с островами и полуостровами России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Уметь называть и показывать на карте равнины, низменности и возвышенности, описать равнину по плану. С.152-155 1 Изучить особенности поверхности нашей страны. Ввести понятие низменности, возвышенности, плоскогорья. Изучить общие сведения, что такое горы, каким цветом они обозначаются на карте, познакомить с горами: Урал, Ка5вказ, Саяны, Алтай, Крымские горы Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Знать, какие горы расположены в европейской, азиатской частях России. Уметь сравнивать высоту гор по рисунку, уметь пользоваться картой, описать горы по плану. С.155-158 Познакомится с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых, их применением, свойствами, способами добычи Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Знать условные знаки полезных ископаемых, уметь ориентироваться на карте, уметь пользоваться контурной картой. Знать, какие полезные ископаемые добываются в нашей местности, где их используют. С.159-161 Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Уметь находить на карте реки. Знать, для чего на Волге построили плотину. Уметь описать Волгу по плану. С.162-165 Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Уметь находить на карте реки. С.166-168 1 Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. 1 Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование Давать определения терминов, понятий по тематике урока; С.168-174 Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские горы 1 60 Крупнейшие месторождения полезных ископаемых 1 61 Реки: Волга с Окой и Камой, Дон, Днепр, Урал, 1 62 63 Реки: Дон, Днепр, Урал, Реки Сибири: Обь, Енисей, Лена, Амур. 64 Реки Сибири: Лена, Амур. 1 65 Озера России 1 66 Наш край на карте России 1 67 Обобщение по теме «Карта России» 1 68 Заключительный урок. 1 самостоятельных навыков при работе с картой. Уметь показать реки Сибири на карте. Уметь описать данные реки по плану. Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Уметь находить на карте реки. С.172-174 Раскрыть особенности озер России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Давать определения терминов, понятий по тематике урока; Уметь показать озера на карте. Знать, какие реки впадают в Каспийское море. Уметь работать с контурной картой. С.175-177 Раскрыть особенности рельефа и климата, животного и растительного мира, основные отрасли Самарской области, Знать рельеф и климат, животный и растительный мир, основные отрасли Самарской области. Уметь показывать ее на карте С.178, конспект Выполнение заданий. Работа с учебником, контурными картами, атласом, закрепление основных понятий по теме Повторить и закрепить знания, полученные при изучении разделов учебника Пр.р. Обозначение границ нашей Родины Формирование четких знаний по пройденной теме. Задание не предусмотрено