Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена на основании учебного плана для учащихся с нарушением интеллекта (вариант I), авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013., нормативно-правовых актов и устава МКОУ НовоНикольской сош, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Речевая практика. Рабочие программы 1-4 классы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Учебники «Речевая практика. 1 класс» «Речевая практика. 2 класс» «Речевая практика. 3 класс» «Речевая практика. 4 класс» С. В. Комарова издательство « Просвещение» , 2016 г.; С. В. Комарова издательство «Просвещение», 2016 г.; С. В. Комарова издательство « Просвещение», 2016 г.; С. В. Комарова издательство «Просвещение», 2016 г. Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. – М.: Просвещение, 2016 г. Промежуточная, итоговая аттестация производится в соответствии с ФГОС АОП НОО и прописана в локальных актах образовательного учреждения. Система оценки результатов: Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего предмета речевой практики в целом. Результаты овладения рабочей программой выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). Описание места учебного предмета «Речевая практика» обязательной предметной области «Язык и речевая практика» в учебном плане Разделы и темы 1класс 2 класс 3 класс 4 класс Аудирование и понимание речи + + + + Дикция и выразительность речи + + + + Обращение, привлечение внимания + + + + Знакомство, представление, приветствие + + + + Приветствие и прощание. + + + + Приглашение, предложение. + + + + Поздравление, пожелание + + + + Благодарность. + + + + Замечание, извинение. + + + + Телефонный разговор. --- + + + Просьба, совет. --- + + + Сочувствие, утешение. --- + + + Базовые формулы речевого общения Одобрение, комплимент. --- --- + + Общение и его значение в жизни --- --- + + Итого 66 ч 68 ч 68 ч 68 ч Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» Личностные результаты 1) Самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т. д.); 2) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1-го года обучения 3) Умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т. д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами); 4) Проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём, практическое понимание своих социальных ролей (сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т. д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 5) Положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении; — проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестовомимических), использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни; 6) Положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих. 7) Зарождение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; 8) Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.); 9) Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения; 10) Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения); 11) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения). 12) Уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; — расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения); 13) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения). 14) Расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; 15) Закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей; 16) Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения); 17) Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения). Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала 1 класс 2 класс 3 класс Минимальный уровень - выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя; — называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками; — употреблять вежливые слова при обращении к другим людям; — правильно здороваться при встрече и прощаться при Минимальный уровень — выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем; — называть предметы и действия, соотносить их с картинками; — правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова; — адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании; Минимальный уровень — выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; — выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; — знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); — участвовать 4 класс Минимальный уровень — выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; — выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; — знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); — участвовать в ролевых играх в расставании; — знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу; — слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием. Достаточный уровень — выполнять задания по словесной инструкции; — называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками; — внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова; — соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; — уметь сообщить свои имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома; — уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы; — знать свои имя и фамилию, адрес дома; — участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами); — слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал. Достаточный уровень — выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на аудионосителе; — использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации; — участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей; — правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова; — уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения; — знать адрес дома, имена и отчества учителей и в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; — выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; — участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план. Достаточный уровень — понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи; — выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; — выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа; — участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; — правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; — выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; — участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. Достаточный уровень — понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; — понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; — уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; — участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; — правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя — слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства. воспитателей, директора и завуча школы, ближайших родственников; — слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план. соответствующие выражения; — сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников; — принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; — уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание. соответствующие выражения; — принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций; — уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план. Содержание программы 1 класс Аудирование и понимание речи Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми вазу и поставь в неё цветы» и т. д. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2—3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: «Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»; «Ша-ша-ша — мама моет малыша»; «Тра-тра-тра — мы проспали до утра»; «Тру-тру-тру — со скамейки пыль сотру». Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль — Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку — Лена спускалась с горки. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста. Дикция и выразительность речи Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2—3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений. Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Например: бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке». Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх. Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя). Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием. рисунком. Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формула «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Фо рмулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. 2 класс Аудирование и понимание речи Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет, удочка—уточка, гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.) Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в—на, у—за, над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под партой» и т. д. Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»). Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания. Например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию» и т. д. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку — Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка — Дети вылепили во дворе снегурочку. Дикция и выразительность речи Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух Егорок на одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка…) Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)». Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Фо рмулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…». Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. 3 класс Аудирование и понимание речи Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя). Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора. Дикция и выразительность речи Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др. Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» 204 (выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот) и др. Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт! Общение и его значение в жизни Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные? Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации по определению правил: — нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт; — говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали; — когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь; — если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его; — не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините», «Спасибо». Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д. Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи (те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Фо рмулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…». Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. 4 класс Аудирование и понимание речи Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного. Дикция и выразительность речи Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них. Общение и его значение в жизни Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д. Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…». Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!». Тематическое планирование 1 класс Речевая практика 66 ч № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема урока Давайте знакомиться Давайте знакомиться Давайте знакомиться Давайте знакомиться Знакомство во дворе Знакомство во дворе Знакомство во дворе Знакомство во дворе «Теремок» «Теремок» «Теремок» Знакомство в гостях Знакомство в гостях Знакомство в гостях Знакомство в гостях «Репка» «Репка» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. «Репка» Покупка школьных принадлежностей Покупка школьных принадлежностей Покупка школьных принадлежностей Покупка школьных принадлежностей В магазине игрушек В магазине игрушек В магазине игрушек В магазине игрушек Готовимся к празднику Готовимся к празднику Готовимся к празднику Новогодние чудеса Новогодние чудеса Новогодние чудеса Зимняя прогулка Зимняя прогулка Зимняя прогулка Зимняя прогулка «Надо, надо умываться…» «Надо, надо умываться…» «Надо, надо умываться…» Помощники Помощники Помощники Помощники «Петушок и бобовое зёрнышко» «Петушок и бобовое зёрнышко» «Петушок и бобовое зёрнышко» «Петушок и бобовое зёрнышко» Весенние праздники. «Заячья избушка» «Заячья избушка» «Заячья избушка» «Заячья избушка» «Спокойной ночи!» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. «Спокойной ночи!» «Спокойной ночи!» «Спокойной ночи!» «Доброе утро!» «Доброе утро!» «Доброе утро!» День Победы День Победы День Победы День Победы Повторение пройденного. Повторение пройденного. Повторение пройденного. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 2 класс Речевая практика 68 ч № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. . Тема урока Школьная жизнь – 8 ч Добро пожаловать! У нас новая ученица Кто нас лечит и кормит Правила для школьника. Дежурим с другом (подругой) «Ура! Перемена!» Истории о лете Я расскажу вам, где отдыхал Игры и игрушки – 5 ч «Игрушки» «Моя любимая игрушка» «Магазин игрушек» «Уложим куклу спать» «Мы уже не малыши» Играем в сказку – 7 ч Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. Знакомство со сказкой «Три медведя» Инсценировка сказки «Три медведя» Знакомство со сказкой «Три поросенка» Инсценировка сказки «Три поросенка» Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» Инсценировка сказки «Красная Шапочка» Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок» Я дома – 4 ч В воскресенье все дома Расскажи о себе Я звоню себе домой Я звоню в экстренные службы Мои товарищи в школе - 4 ч Играем во дворе Не надо больше ссориться Дружат в нашем классе девочки и мальчики Наш товарищ заболел Готовим новогодний праздник - 3 ч Готовимся к празднику Новогодние чудеса Новогодние поздравления Новогодние поздравления Зимняя прогулка – 4 ч Зимняя одежда Зимние забавы Мы катаемся с горы Мы лепим снеговика Мойдодыр – 12 ч Я умываюсь Я чищу зубы Режим дня школьника Я правильно одеваюсь Вещи в моем шкафу Я собираюсь на прогулку Содержу одежду в чистоте Опрятному человеку нужны помощники 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Я обуваюсь Я ухаживаю за обувью. Я по лужам прогулялся Мишка заболел Я за порогом дома Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе) Мы не знаем, как пройти, Как быть? Где я живу Моя дорога в школу За покупками в магазин Я иду в кружок. Кто со мной? Мы в гостях на день рождении День рождения ! Знакомимся с гостями День рождения! Провожаем гостей Накрываем на стол Поздравляем маму Мир природы – 8 ч «К нам весна шагает…» Первоцветы Весенняя прогулка. «А у нас в квартире кот! А у вас?» Учу попугая говорить У меня есть щенок! Здравствуй лето! Здравствуй, лето! Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 3 класс Речевая практика 68 ч № п/п 1. 2. Тема урока Снова в школу! (8 ч.) Вот и лето пролетело! Расскажи об осени. Количество часов 1 1 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Учимся общаться. «Добро пожаловать». «Разговор не получился». Правила хорошего тона. Составление рассказа «Весёлые каникулы». Я - ученик. Правила поведения в школе. Экскурсия по школе. «Расскажи мне о школе». Мы собрались поиграть… (4 ч.) Я за порогом дома. Правила игры. Правила общения во время игр. Считалочки. Игры с правилами. В библиотеке (5ч.) Знакомство с библиотекой. Игра «Прятки со сказкой». Правила поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. (Ролевая игра «Библиотеке»). Читаю и рассказываю сказку. Сказки в картинках. Сказки про Машу (4 ч.) Отгадай сказку. Рассказывание сказки «Маша и медведь» Рассказывание сказки «Три медведя». Играем в сказку. Отправляюсь в магазин (3 ч.) Отделы магазина. Правила хорошего тона. Ролевая игра «Магазин». Телефонный разговор (4 ч.) Телефон в нашей жизни. Правила общения по телефону. Чтение стихотворения «У меня зазвонил телефон…» Разыгрывание ситуаций «Звонок другу». Я – зритель (3 ч.) Знакомство с театром. Правила вежливого зрителя. Составление памятки «В кино». Какая сегодня погода? (8ч.) Стихи и загадки об осени. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. Картины осени. Стихи и загадки о зиме. Зимние приметы. Расскажи мне о зиме. Прогноз погоды. Источники прогноза погоды. Расскажи мне о погоде. Снегурочка (7 ч.) Рассказы о зиме. Составление рассказа «Зимние забавы». Слушание и рассказывание сказки «Снегурочка». Правила общения. Рассказывание сказки по иллюстрациям. «Мастер сказки сказывать». Расскажи мне сказку. Весёлый праздник (6ч.) Праздники в нашей жизни. Что тебе подарить? Не подарок дорог, а внимание. Я иду на день рожденья. Правила хорошего тона. У меня день рождения. Будьте вежливы! Учимся понимать животных(8ч.) Беседа по теме «Мир природы». Правила друзей природы. Какие разные животные… Забавные питомцы. Составление рассказа домашнем животном «Мой друг». Рассказы писателей о животных. Обучение пересказу. Беседа «Чего хотят животные». Узнай меня! (3ч.) Расскажи о себе. «Моя прическа». Аккуратность и опрятность. Речевая ситуация «Опиши товарища». Впереди лето! (5 ч.) Правила на каждый день. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 65. 66. 67. 68. В транспорте. Я иду в гости. Я иду в театр (кино). Будем взаимно вежливы. Итоговое занятие. 1 1 1 1 Тематическое планирование 4 класс Речевая практика 68 ч № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Тема урока Количество часов Добро пожаловать! Добро пожаловать! «Прошлым летом» «Прошлым летом» Расскажи мне о своих летних каникулах 1 1 1 1 1 6. Расскажи мне о своих летних каникулах 1 7. Книга – лучший собеседник 1 8. Книга – лучший собеседник 1 9. Я выбираю книгу 1 10. Я выбираю книгу 1 11. Моя любимая книга 1 12. Моя любимая книга 1 13. В библиотеке 1 14. В библиотеке 1 15. Игра «Молчок» 1 16. Игра «Молчок» 1 17. Твой старший друг. Почему с ним интересно? 1 18. Твой старший друг. Почему с ним интересно? 1 19. Задушевный разговор 1 20. Задушевный разговор 1 21. Вместе в беде и в радости 1 22. Вместе в беде и в радости 1 23. Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок» 1 24. Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок» 1 25. Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок» 1 26. Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок» 1 27. Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев» 1 28. Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев» 1 29. Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» 1 30. Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» 1 31. Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок) 1 32. Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок) 1 33. Инсценировка сказки « Бременские музыканты» 1 34. Инсценировка сказки « Бременские музыканты» 1 35. Мы сказочники 1 36. Мы сказочники 1 37. Составляем сказку 1 38. Составляем сказку 1 39. Я пишу свою сказку 1 40. Я пишу свою сказку 1 41. Мое любимое стихотворение 1 42. Мое любимое стихотворение 1 43. Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение 1 44. Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение 1 45. Мой помощник телефон 1 46. Мой помощник телефон 1 47. Я у телевизора 1 48. Я у телевизора 1 49. Полезные и вредные телепередачи 1 50. Составь свою телевизионную программу 1 51. Составь свою телевизионную программу 1 52. Знаки-помощники 1 53. Знаки-помощники 1 54. Правила дорожного движения достойны уважения 1 55. Правила дорожного движения достойны уважения 1 56. Веселый праздник 1 57. Веселый праздник 1 58. Приглашение 1 59. Приглашение 1 60. Поздравляю! 1 61. Поздравляю! 1 62. 63. 64. Поздравление ветеранам Поздравление ветеранам Мы друзья или враги природы? 1 1 1 65. Мы друзья или враги природы? 1 66. В гостях у леса 1 67. В гостях у леса 1 68. Итоговое занятие. 1