ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 9 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, сконцентрировано к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п. Основной государственный экзамен (ОГЭ) вот уже несколько лет является реальной, всё более распространяющейся практикой выпускной аттестации школьников. Основным инструментом ОГЭ является комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов) по каждому предмету. Предлагаемый спецкурс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации на уроках русского языка в 9 классе» поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 9 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. Подготовка к экзамену в форме ОГЭ требует особого подхода. Прежде всего это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Цели и задачи Программа спецкурса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации на уроках русского языка в 9 классе» составлена для учащихся 9 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и государственный экзамен. Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст). В связи с этим ставятся следующие цели: • обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ОГЭ и изучаемым в школьной программе; • обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования; • совершенствовать навык анализа текстов различных стилей; • развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь; • повышать уровень грамотности учащихся. Курс составляет 16 чаcов в первом полугодии, 1 час в неделю. Образовательные цели курса: - развитие интереса к русскому языку; - углубление и закрепление орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации; формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Задачи данного курса: - углубление и закрепление знаний учащихся по наиболее трудным вопросам русской орфографии и пунктуации (использование комплексного метода изучения отдельных тем); - закрепление умения обучающихся на практике применять и использовать орфографические и пунктуационные правила; - повышение грамотности обучающихся; - подготовка к экзамену по русскому языку. Принципы организации обучения: - открытость (для всех независимо от качества обученности); - индивидуализация (индивидуальная практическая работа для каждого, основанная на технологии самообразования). На нескольких лекционных занятиях учащимся даются схемы, таблицы обобщающего характера, которые помогут им вспомнить ранее изученный теоретический материал. Затем на практических занятиях обучающиеся выполняют упражнения и задания, направленные на углубление и закрепление умений и навыков. Практические упражнения носят дифференцированный характер: от простых к сложным, от тренировочных заданий («вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание») до контрольных работ («написать диктант», тест). Упражнения ведут обучающегося за собой: от подробных комментариев к все более самостоятельным решениям и выбору, в чем проявляется развивающий характер заданий. Упражнения выполняются каждым обучающимся индивидуально, затем выполненное упражнение проверяется учителем. Обучающиеся анализируют допущенные ошибки, выполняют работу над ошибками. Если обучающиеся выполняют работу правильно, то им дается более сложное задание. Элективный курс русского языка «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» предназначен для обучающихся 9 класса. Прогнозируемые результаты в ходе изучения курса: 1. Умение на практике применять орфографические и пунктуационные знания; 2. Повышение грамотности письменной речи обучающихся. Данный курс поможет развить у школьников общеучебные, исследовательские, коммуникативные умения и навыки. Базовые понятия курса: орфография, орфограмма, орфографическое правило, морфема, самостоятельные части речи, пунктуация, пунктуационное правило, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения, вводные слова и вводные предложения, прямая и косвенная речь. Критерии оценки результативности изучения курса: текущий контроль – проверка выполнения учащимися упражнений и заданий, проверочные работы; итоговый контроль – тестирование. Требования к уровню освоения содержания курса На занятиях элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др. В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы: 1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой) 2 тренировочный (тестовые задания) 3. игровой (шарады, кроссворды) 4. контролирующий (диктанты, тесты) Содержание программы элективного курса. 1). Трудные вопросы русской орфографии (8 ч.) Тема 1. Чередование гласных в корне слова. 1 ч. Тема 2. Правописание приставок. 1 ч. Тема 3. Правописание гласных после шипящих и Ц. 1 ч. Тема 4. Правописание гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий. 1 ч. Тема 5. Ь после шипящих на конце слова. 1 ч. Тема 6. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи. 1 ч. Тема 7. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. 1 ч. Тема 8. Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов. 1 ч. 2). Трудные вопросы русской пунктуации (8 ч.) Тема 9. Однородные члены предложения. Запятые между однородными членами. 1 ч. Тема 10.Тире в простом предложении. 1 ч. Тема 11. Обособление второстепенных членов предложения. Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. 1 ч. Тема 12. Выделение запятыми обособленных обстоятельств. 1 ч. Тема 13. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах(словосочетаниях, предложениях) 1 ч. Тема 14. Знаки препинания между простыми предложениями в сложном предложении. 1 ч. Тема 15. Знаки препинания между частями предложения с прямой речью. 1 ч. Итоговое занятие (1 ч.) 3.Календарно-тематическое планирование. № Наименование разделов, тем Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 Трудные вопросы русской орфографии Чередование гласных в корне слова. Правописание приставок. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий. Ь после шипящих на конце слова. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. 8 ч. 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 8 9 Слитное и раздельное написание 1 омонимичных самостоятельных и служебных слов. Трудные вопросы русской 8 ч. пунктуации Однородные члены предложения. 1 Запятые между однородными членами. 10 Тире в простом предложении. 11 Обособление второстепенных членов предложения. Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. 12 Выделение запятыми обособленных обстоятельств. 13 Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах (словосочетаниях, предложениях) 14 Знаки препинания между простыми предложениями в сложном предложении. 15 Знаки препинания между частями предложения с прямой речью. 16 Итоговое тестирование (по материалам ОГЭ). 1 1 1 1 1 1 1 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Специальная литература по предмету, предназначенная для учителя и учащихся *1.Т.А.Долинина Русский язык. Подготовка к единому государственному экзамену. Часть С. Сочинение(пособие для старшеклассников),Екатеринбург,ИРО,2017 год *2.Архарова Д.И., Попова Э.Ю. ЕГЭ по русскому языку: орфография, пунктуация, школьная лингвистическая тория. – Екатеринбург: ИРРО,2008. *3. Т.А Долинина. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. Учимся аргументировать собственное мнение по проблеме. М., «Русское слово»,2020 год * 4. Егораева Г.Т. ОГЭ. Русский язык. Пишем сочинение(С). М., “Экзамен”, 2023. * 5.Н.М.Божко Русский язык 9 классы. Трудные вопросы орфографии: конспекты занятий, практический материал. Волгоград, «Учитель», 2021 год * 6. ЛьвовВ.В ОГЭ . Русский язык. Тренировочные задания. М., Экзамен”, 2023 *7. ЛьвовВ.В ОГЭ . Русский язык. Типовые тестовые задания часть 2 М., Экзамен”, 2023 * 8Н.Г.Гольцова,И.В.Шамшин Русский язык. Трудные вопросы морфологии 10-11 классы,М., «Русское слово»,2020 г *9. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева,Г.Т.Егораева, Е.Н.Груздева, Е.Л.Ляшенко Русский язык. Эксперт в ОГЭ. Подготовка к ОГЭ. М., «Экзамен»,2019г 1 –Литература, отмеченная звёздочкой (*), предназначена для учащихся.