1
Учебный план
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Учебный план МКОУ «Смолинская СОШ» (далее ― Учебный план), реализующий
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
фиксирует
общий
объем
нагрузки,
максимальный
объём
аудиторной
нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебные планы могут быть
представлены в 4-х вариантах:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет);
3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет).
МКОУ «Смолинская СОШ»
в 2024-2025 учебном году
будет работать с
обучающимися 4 класса по варианту 1 для обучающихся с УО и интеллектуальными
нарушениями.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
2
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (дефектологическими и психокоррекционными) и ритмикой .
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 3 часа в неделю.
3
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные
организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (3 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация.
Для
развития
(интеллектуальными
потенциала
тех
нарушениями),
обучающихся
с
которые
силу
в
умственной
отсталостью
особенностей
своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные
учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
4
Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
дополнительный первый класс (I1)-IV классы на 2022-2023 учебный год
Предметные
области
Классы
Количество часов в неделю
Всего
Учебные предметы
I1
I
II
III
IV
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2. Математика
2.1.Математика
2
2
3
3
3
3
2
3
3
4
2
4
3
4
2
4
3
4
2
4
14
17
11
18
и 2
2
1
1
1
7
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
7
6
3
3
3
3
3
15
2
2
1
1
1
7
21
21
20
20
20
102
-
3
3
3
9
1
1
1
3
Занимательная математика
1
1
1
3
Мир вокруг нас
1
1
1
3
21
23
23
23
111
1
1
2
2
6
1
1
1
1
4
1
1
2
25
25
117
Обязательная часть
3. Естествознание
3.1. Мир природы
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.
Физическая 5.1.Адаптивная
культура
физическая культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений
Детская риторика
участниками -
Максимально
допустимая
недельная 21
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
Умелые ручки
Коррекционные занятия
Логопедические,
Психокоррекционные
занятия
Всего
21
5
22
24
Годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
дополнительный первый класс (I1)-IV классы
Предметные
Классы
Количество часов в год
Всего
области
I1
I
II
III
IV
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2. Математика
2.1.Математика
3. Естествознание
3.1.Мир природы и
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.
Физическая 5.1.
Физическая
культура
культура
66
66
99
99
66
99
99
66
99
66
102
136
68
136
34
102
136
68
136
34
102
136
68
136
34
471
573
369
606
234
66
66
66
33
34
34
34
34
34
34
234
201
99
99
102
102
102
504
6. Технологии
Итого
66
693
66
693
34
680
34
680
34
680
234
3426
Часть,
формируемая
участниками образовательных отношений
Детская риторика
-
-
102
102
102
306
-
34
34
34
102
Занимательная математика
-
-
34
34
34
102
Мир вокруг нас
-
-
34
34
34
102
693
782
782
782
3732
33
34
68
68
203
33
34
34
34
135
34
34
68
850
850
3935
6.1. Ручной труд
Максимально
допустимая
годовая 693
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
Умелые ручки
Коррекционные занятия
Логопедические,
Психокоррекционные
занятия
Всего
693
6
726
816
Годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
I-IV классы
Предметные
Классы
Количество часов в год
Всего
области
I
II
III
IV
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2. Математика
2.1.Математика
3. Естествознание
3.1.Мир природы и
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.
Физическая 5.1.
Физическая
культура
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Детская риторика
Занимательная математика
Мир вокруг нас
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
Умелые ручки
Коррекционные занятия
Логопедические,
Психокоррекционные занятия
Всего
99
99
66
99
66
102
136
68
136
34
102
136
68
136
34
102
136
68
136
34
405
507
270
507
168
66
33
34
34
34
34
34
34
168
135
99
102
102
102
405
66
693
-
34
680
102
34
680
102
34
680
102
168
2733
306
693
34
34
34
782
34
34
34
782
34
34
34
782
102
102
102
3039
33
34
68
68
203
33
34
34
34
135
34
34
68
850
850
3242
726
7
816
Недельный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
I-IV классы
Предметные
области
Классы
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Всего
3
3
2
3
2
3
4
2
4
1
3
4
2
4
1
3
4
2
4
1
12
15
8
15
5
2
1
1
1
1
1
1
1
5
4
3
3
3
3
12
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Детская риторика
Занимательная математика
Мир вокруг нас
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
Ритмика
2
21
-
1
20
3
1
20
3
1
20
3
5
81
9
21
1
1
1
23
1
1
1
23
1
1
1
23
3
3
3
90
3
3
3
3
12
1
1
1
1
4
Коррекционные
занятия
Дефектологические
занятия
Психокоррекционные
занятия
Внеурочная деятельность
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
2
2
2
2
8
Разговоры о важном
1
1
1
1
4
Орлята России
1
1
1
1
4
Функциональная грамотность
1
1
1
1
4
Всего к финансированию
27
29
29
29
114
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2. Математика
2.1.Математика
3. Естествознание
3.1.Мир природы и
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.
Физическая 5.1.
Физическая
культура
культура
8
Годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
V-IXклассы
Предметные
Классы
Количество часов в год
области
V
VI
VII VIII IX Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1.
Язык
и 1.1. Русский язык
речевая
1.2. Чтение
практика
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1. Математика
2.2. Информатика
3.
3.1. Природоведение
Естествознание 3.2. Биология
3.3. География
4. Человек
4.1. Мир истории
4.2. Основы социальной
жизни
4.3. История отечества
5. Искусство
5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6. Физическая 6.1. Физическая культура
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого
136
136
136
136
136
136
136
136
136
136
680
680
136
68
-
136
68
68
68
102
34
68
68
-
102
34
68
68
-
102
34
68
68
-
578
102
136
204
272
68
34
68
34
-
68
68
-
68
68
-
68
68
-
272
204
68
34
102
102
102
102
102
34
510
204
918
204
952
238
986
272
1020
272
1020
1190
4998
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Русский язык*
68
68
68
68
68
340
Математика*
34
34
34
34
Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия)
Внеурочная деятельность:
986
1020 1088
1122
1122
5338
204
102
204
204
204
918
136
68
136
136
136
612
Всего к финансированию
1326 1190 1428
1462
1462
6868
9
Недельный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
V-IXклассы
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
области
V
VI
VII
VIII
IX Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание
3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География
4.
Человек
и 4.1. Мир истории
общество
4.2. Основы
социальной
жизни
4.3. История отечества
5. Искусство
5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6.
Физическая 6.1. Физическая культура
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Русский язык*
Математика*
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия)
Ритмика
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
20
20
4
4
2
1
2
2
2
1
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
17
3
4
6
8
2
8
2
-
2
-
2
-
2
-
6
2
1
3
3
3
3
3
1
15
6
27
2
6
28
2
7
30
2
8
31
2
8
31
2
35
147
10
29
1
1
30
32
33
33
157
3
3
3
3
3
15
1
1
1
1
1
5
Дефектологические
занятия
Психокоррекционные
занятия
Внеурочная деятельность:
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
2
2
2
2
2
10
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
Россия –мои горизонты
1
1
1
1
1
5
35
37
38
38
207
Коррекционные
занятия
Всего к финансированию
34
Русский язык*, математика* - увеличение
количества часов произведено за счет времени,
отведенном
на
часть
учебного
плана,
формируемую
участниками
образовательных
отношений, с целью организации углубленного
изучения предмета.
10
11