1 Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план МКОУ «Смолинская СОШ» (далее ― Учебный план), реализующий АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебные планы могут быть представлены в 4-х вариантах: 1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет); 2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет); 3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет); 4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет). МКОУ «Смолинская СОШ» в 2024-2025 учебном году будет работать с обучающимися 4 класса по варианту 1 для обучающихся с УО и интеллектуальными нарушениями. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. 2 Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (дефектологическими и психокоррекционными) и ритмикой . Всего на коррекционно-развивающую область отводится 3 часа в неделю. 3 Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (3 часа). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Для развития (интеллектуальными потенциала тех нарушениями), обучающихся с которые силу в умственной отсталостью особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. 4 Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): дополнительный первый класс (I1)-IV классы на 2022-2023 учебный год Предметные области Классы Количество часов в неделю Всего Учебные предметы I1 I II III IV 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 2 2 3 3 3 3 2 3 3 4 2 4 3 4 2 4 3 4 2 4 14 17 11 18 и 2 2 1 1 1 7 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 7 6 3 3 3 3 3 15 2 2 1 1 1 7 21 21 20 20 20 102 - 3 3 3 9 1 1 1 3 Занимательная математика 1 1 1 3 Мир вокруг нас 1 1 1 3 21 23 23 23 111 1 1 2 2 6 1 1 1 1 4 1 1 2 25 25 117 Обязательная часть 3. Естествознание 3.1. Мир природы человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5. Физическая 5.1.Адаптивная культура физическая культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Часть, формируемая образовательных отношений Детская риторика участниками - Максимально допустимая недельная 21 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Умелые ручки Коррекционные занятия Логопедические, Психокоррекционные занятия Всего 21 5 22 24 Годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): дополнительный первый класс (I1)-IV классы Предметные Классы Количество часов в год Всего области I1 I II III IV Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5. Физическая 5.1. Физическая культура культура 66 66 99 99 66 99 99 66 99 66 102 136 68 136 34 102 136 68 136 34 102 136 68 136 34 471 573 369 606 234 66 66 66 33 34 34 34 34 34 34 234 201 99 99 102 102 102 504 6. Технологии Итого 66 693 66 693 34 680 34 680 34 680 234 3426 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Детская риторика - - 102 102 102 306 - 34 34 34 102 Занимательная математика - - 34 34 34 102 Мир вокруг нас - - 34 34 34 102 693 782 782 782 3732 33 34 68 68 203 33 34 34 34 135 34 34 68 850 850 3935 6.1. Ручной труд Максимально допустимая годовая 693 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Умелые ручки Коррекционные занятия Логопедические, Психокоррекционные занятия Всего 693 6 726 816 Годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы Предметные Классы Количество часов в год Всего области I II III IV Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5. Физическая 5.1. Физическая культура культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Детская риторика Занимательная математика Мир вокруг нас Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Умелые ручки Коррекционные занятия Логопедические, Психокоррекционные занятия Всего 99 99 66 99 66 102 136 68 136 34 102 136 68 136 34 102 136 68 136 34 405 507 270 507 168 66 33 34 34 34 34 34 34 168 135 99 102 102 102 405 66 693 - 34 680 102 34 680 102 34 680 102 168 2733 306 693 34 34 34 782 34 34 34 782 34 34 34 782 102 102 102 3039 33 34 68 68 203 33 34 34 34 135 34 34 68 850 850 3242 726 7 816 Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы Предметные области Классы Количество часов в неделю I II III IV Всего 3 3 2 3 2 3 4 2 4 1 3 4 2 4 1 3 4 2 4 1 12 15 8 15 5 2 1 1 1 1 1 1 1 5 4 3 3 3 3 12 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Детская риторика Занимательная математика Мир вокруг нас Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Ритмика 2 21 - 1 20 3 1 20 3 1 20 3 5 81 9 21 1 1 1 23 1 1 1 23 1 1 1 23 3 3 3 90 3 3 3 3 12 1 1 1 1 4 Коррекционные занятия Дефектологические занятия Психокоррекционные занятия Внеурочная деятельность 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 2 2 2 2 8 Разговоры о важном 1 1 1 1 4 Орлята России 1 1 1 1 4 Функциональная грамотность 1 1 1 1 4 Всего к финансированию 27 29 29 29 114 Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5. Физическая 5.1. Физическая культура культура 8 Годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IXклассы Предметные Классы Количество часов в год области V VI VII VIII IX Всего Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и 1.1. Русский язык речевая 1.2. Чтение практика (Литературное чтение) 2. Математика 2.1. Математика 2.2. Информатика 3. 3.1. Природоведение Естествознание 3.2. Биология 3.3. География 4. Человек 4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества 5. Искусство 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка 6. Физическая 6.1. Физическая культура культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд Итого 136 136 136 136 136 136 136 136 136 136 680 680 136 68 - 136 68 68 68 102 34 68 68 - 102 34 68 68 - 102 34 68 68 - 578 102 136 204 272 68 34 68 34 - 68 68 - 68 68 - 68 68 - 272 204 68 34 102 102 102 102 102 34 510 204 918 204 952 238 986 272 1020 272 1020 1190 4998 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык* 68 68 68 68 68 340 Математика* 34 34 34 34 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность: 986 1020 1088 1122 1122 5338 204 102 204 204 204 918 136 68 136 136 136 612 Всего к финансированию 1326 1190 1428 1462 1462 6868 9 Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IXклассы Предметные Классы Количество часов в неделю области V VI VII VIII IX Всего Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение (Литературное чтение) 2. Математика 2.1.Математика 2.2. Информатика 3. Естествознание 3.1.Природоведение 3.2.Биология 3.3. География 4. Человек и 4.1. Мир истории общество 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества 5. Искусство 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка 6. Физическая 6.1. Физическая культура культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык* Математика* Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Ритмика 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 20 20 4 4 2 1 2 2 2 1 3 1 2 2 2 3 1 2 2 2 3 1 2 2 2 17 3 4 6 8 2 8 2 - 2 - 2 - 2 - 6 2 1 3 3 3 3 3 1 15 6 27 2 6 28 2 7 30 2 8 31 2 8 31 2 35 147 10 29 1 1 30 32 33 33 157 3 3 3 3 3 15 1 1 1 1 1 5 Дефектологические занятия Психокоррекционные занятия Внеурочная деятельность: 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 2 2 2 2 2 10 Разговоры о важном 1 1 1 1 1 5 Россия –мои горизонты 1 1 1 1 1 5 35 37 38 38 207 Коррекционные занятия Всего к финансированию 34 Русский язык*, математика* - увеличение количества часов произведено за счет времени, отведенном на часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, с целью организации углубленного изучения предмета. 10 11