• • • • • • • • • • • • Учебный план МКОУ «Смолинская СОШ» реализующий адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), формируется в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральнымзаконом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»»; Федеральнымгосударственным образовательным стандартомобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 года № 115; Приказом № 888 от 07.10.2022 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 года № 115» Письмом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858; Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1, легкая умственная отсталость) МКОУ «Смолинская СОШ»; Уставом МКОУ «Смолинская СОШ»; Учебный план для 5-9-х классов на 2024-2025 учебный год (далее-Учебный план) является частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ОУ, определяет объем учебной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей; распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Обучение в 5-9 классах относится ко второму этапу, цель которого состоит в формировании предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. На втором этапе обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения обучения в школе с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, но в тоже время позволяет им овладеть практически значимыми знаниями, умениями, необходимыми как для успешного продолжения образования на следующих этапах обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе. Структура учебного плана образовательной организации представляет собой единство обязательной и вариативной частей. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех образовательных организациях, реализующих ФАООП О УО, учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В МКОУ «Смолинская СОШ» часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений образована за счет увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части. Начало учебного года - 2 сентября 2024 года. Дата окончания учебного года - 31 августа 2025 года. Продолжительность учебного года: V-IX классы - 34 учебных недели. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: • для обучающихся 5-9 классов - не более 6 уроков. В середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 30 минут. Для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в среду или четверг. Освоение ФАООП для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся на основании нормативного локального акта Образовательного учреждения «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в образовательном учреждении» (приказ от 25.01. 2021г №65)». Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам в различных формах в соответствии с положением. При реализации АООП Образовательная организация выбирает учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 21.09.2022 № 858), учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допущены к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 12.11.2021 № 819). Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован печатными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Объем домашних заданий по всем предметам устанавливается таким образом, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 5 классах- 2 часа, в 6-8 классах- 2,5 часов, в 9 классах- 3,5 часа. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 календарных недель. Расписание уроков составляется отдельно для урочных занятий, занятий внеурочной деятельности и коррекционно-развивающих занятий. Для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность создаются специальные условия получения образования на основании ИПР ребенка-инвалида. Годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IXклассы Предметные Классы Количество часов в год области V VI VII VIII IX Всего Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и 1.1. Русский язык речевая 1.2. Чтение практика (Литературное чтение) 2. Математика 2.1. Математика 2.2. Информатика 3. 3.1. Природоведение Естествознание 3.2. Биология 3.3. География 4. Человек 4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества 5. Искусство 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка 6. Физическая 6.1. Физическая культура культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд Итого 136 136 136 136 136 136 136 136 136 136 680 680 136 68 - 136 68 68 68 102 34 68 68 - 102 34 68 68 - 102 34 68 68 - 578 102 136 204 272 68 34 68 34 - 68 68 - 68 68 - 68 68 - 272 204 68 34 102 102 102 102 102 34 510 204 918 204 952 238 986 272 1020 272 1020 1190 4998 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык* 68 68 68 68 68 340 Математика* 34 34 34 34 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность: 986 1020 1088 1122 1122 5338 204 102 204 204 204 918 136 68 136 136 136 612 Всего к финансированию 1326 1190 1428 1462 1462 6868 Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IXклассы Предметные Классы Количество часов в неделю области V VI VII VIII IX Всего Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение (Литературное чтение) 2. Математика 2.1.Математика 2.2. Информатика 3. Естествознание 3.1.Природоведение 3.2.Биология 3.3. География 4. Человек и 4.1. Мир истории общество 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества 5. Искусство 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка 6. Физическая 6.1. Физическая культура культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык* Математика* Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Ритмика 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 20 20 4 4 2 1 2 2 2 1 3 1 2 2 2 3 1 2 2 2 3 1 2 2 2 17 3 4 6 8 2 8 2 - 2 - 2 - 2 - 6 2 1 3 3 3 3 3 1 15 6 27 2 6 28 2 7 30 2 8 31 2 8 31 2 35 147 10 29 1 1 30 32 33 33 157 3 3 3 3 3 15 1 1 1 1 1 5 Дефектологические занятия Психокоррекционные занятия Внеурочная деятельность: 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 2 2 2 2 2 10 Разговоры о важном 1 1 1 1 1 5 Россия –мои горизонты 1 1 1 1 1 5 35 37 38 38 182 Коррекционные занятия Всего к финансированию 34 Русский язык*, математика* - увеличение количества часов произведено за счет времени, отведенном на часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, с целью организации углубленного изучения предмета. Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы, что позволяет практически осуществить системную, комплексную работу по развитию умственно отсталого обучающегося средствами образования с учетом его возрастной динамики. Русский язык как учебный предмет является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Обучение русскому детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативноречевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам учреждений максимально реализоваться в самостоятельной жизни. Занять адекватное социальное положение в обществе. Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются: - формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; - коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; - формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин. Природоведение, биология, география. Содержание дисциплин предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. Мир истории. Содержание дисциплины способствует формированию представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость. Физическая культура. Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Предмет направлен на коррекцию психофизического развития учащихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной подготовки. На уроках физической культуры укрепляется здоровье школьников, закаливается организм, формируется правильная осанка, совершенствуются двигательные качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и др.), воспитываются гигиенические навыки, физическая работоспособность. Технология представлена предметом Профильный труд. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности. В МКОУ «Смолинкая СОШ» часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений образована за счет увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части. Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого- медикопедагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими ФАООП, преодоление и (или) ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (дефектологическими и психокоррекционными) и ритмикой . Всего на коррекционно-развивающую область отводится 3 часа в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (2 часа). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.