Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Смолинская средняя общеобразовательная школа» (МКОУ «Смолинская СОШ») СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МКОУ «Смолинская СОШ» УТВЕРЖДЕНО приказом МКОУ «Смолинская СОШ» № 3008-1 от 30.08.2023 г. (протокол № 1 от 30.08.2023) ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества дошкольного образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Смолинская средняя общеобразовательная школа» 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень) в соответствии с: -Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273 ФЗ (с изм. от 24.03.2021г.); -Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изм. на 21.01.2019 г.); -Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» -Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06. 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» (с изм. на 14.12.2017 г.); -Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 г. -№ 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (с изм. на 15.02.2017 г.) -Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03. 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность; -Уставом Детского сада. 1.2. Настоящее Положение о внутреннего системе оценки качества образования МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень) (далее - Положение) определяет цели, задачи и принципы системы оценки качества образования на дошкольном уровне (далее - ВСОКО), ее организационную и функциональную структуру, содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования и общественное участие в оценке и контроле качества образования, устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее - мониторинг) в Детском саду. 1.3. Система мониторинга качества образования является составной частью системы оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень). 1.4. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений воспитанников, эффективности образовательной программы с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. 1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования в Детском саду являются: воспитатели, воспитанники и их родители, Педагогический совет МКОУ «Смолинская СОШ», 1.6. Положение распространяется на деятельность всех сотрудников МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень), осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором. 1.7. МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень) обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.8. В настоящем Положении используются следующие термины: 2 Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия ФГОС ДО и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Система оценки качества дошкольного образования - совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных каче ственных характеристик дошкольного образования, свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций. Качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. Качество образования дошкольного образования — это соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов дошкольного учреждения, учителей начальной школы (учитывая муниципальную стратегию, гражданский заказ). Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в дошкольной образовательной организации осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результато в. Используемые в МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень) критерии оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, харак теризующих создаваемые ими условия, при реализации образовательной программы . Оценивание качества - оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой в Детском саду, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено, в первую очередь, на оценивание созданных организацией условий в процессе образовательной дея тельности Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах, системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. ФГОС дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования. 1.9. Оценка качества образования осуществляется посредством: 3 - системы контрольно-инспекционной деятельности; общественной экспертизы качества образования; лицензирования; мониторинга качества образования. 1.10. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: - образовательная статистика; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчеты работников Детского сада; посещение, мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения; отчет о результатах самообследования МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень) 1.11. Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования: - качество процессов; - качество условий (программно-методические, материально-технические, кадровые, информационнотехнические, организационные и др.); - качество результата. 1.12. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы Детского сада за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год. 1.13. На основании данного Положения МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень)обеспечивает разработку, внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.14. Система внутреннего мониторинга является составной частью годового плана раб оты Детского сада. 1.15. Срок действия данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 1. Основные цели, задачи и принципы ВСОКО 2.1. Целью ВСОКО является определение степени соответствия образовательного процесса МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень) требованиям ФГОС ДО и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. 2.2. Задачи ВСОКО: - формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; - формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; - формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики и мониторинга качества образования; - изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень); - определение степени соответствия условий осуществления образовательной деятельности государственным требованиям; 4 - определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; - обеспечение доступности качественного образования; - оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников; - определение степени соответствия качества образования в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам; - выявление факторов, влияющих на качество образования; - содействие повышению квалификации воспитателей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; - определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников; - определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам; - расширение общественного участия в управлении образованием в МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень); - содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. Основными принципами ВСОКО МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень)являются: - принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - принцип реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и воспитания; - принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; - принцип преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; - принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - принцип рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; - принцип повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; - принцип сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; - принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; - принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении. 2. Организационная и функциональная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень), занимающаяся ВСОКО и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного образовательного учреждения, педагогический совет, временные структуры (творческие группы педагогов, комиссии и др.). 5 3.2. Администрация МКОУ «Смолинская СОШ»: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень)и приложений к ним, утверждает их приказом директора и контролирует их исполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования в МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень), участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе образовательной программы проведение в МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень) контрольно- оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень), осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень); - организует изучение информационных запросов основных показателей системы оценки качества образования; - обеспечивает условия для подготовки работников МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень)и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; - формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень) за учебный год, самообследование); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО; 3.3. Педагогический совет МКОУ «Смолинская СОШ»: - принимает участие в формировании информационных запросов основных показателей ВСОКО МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень); - принимает участие в обсуждении системы показателей,характеризующих состояние и динамику развития ВСОКО в МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень); - содействует определению стратегических направлений развития системы образования в МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень); - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности в МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень); - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень)по вопросам образования, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно - гигиенического режима в МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень), об охране труда, здоровья и жизни воспитанников, и другие вопросы образовательной деятельности Детского сада. 3.4. Служба (группа) мониторинга МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень): - создается по приказу заведующего на начало каждого учебного года; - разрабатывает методики ВСОКО; - участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития дошкольного учреждения; - готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам ВСОКО на дошкольном уровне; - обеспечивает на основе ООП ДО и АООП ДО в МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень) контрольно-оценочные процедуры, мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования. 6 3. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень), определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: 1) Нормативно-установочный: - определение основных показателей, инструментария; определение ответственных лиц; подготовка приказа о сроках проведения. 2) Информационно-диагностический: - сбор информации с помощью подобранных методик 3) Аналитический: - анализ полученных результатов; - сопоставление результатов с нормативными показателями; - установление причин отклонения, оценка рисков. 4) Итогово-прогностический: - предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива; - разработка дальнейшей стратегии работы Детского сада. 4.4. Предметом системы оценки качества образования являются: - Качество условий реализации ООП ДО / АООП МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень); - Качество организации образовательной деятельности, включающей условия организации образовательной деятельности, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образов ания, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, организации питания; - Качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень), условия их реализации; - Воспитательная работа; - Профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; - Эффективность управления качеством образования и открытость деятельности Детского сада; Состояние здоровья воспитанников. 4.5. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. Объектом ВСОКО являются: качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень): психологопедагогические условия Требования: -наличие диагностического минимума для психолого-педагогического отслеживания динамики развития воспитанников, в том числе измерение их личностных образовательных результатов; - наличие условий для медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья, коррекции/, имеющихся проблем со здоровье; - наличие консультативной поддержки педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам коррекции, образования воспитанников, инклюзивного образования; 7 -наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП/АООП дошкольного уровня, в том числе, в плане взаимодействия с социумом; - оценка возможности предоставления информации о ООП/АООП семьям воспитанников и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности; - оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие мероприятия, режим дня и т.п.) условия развивающей предметно-пространственной среды: Требования: - соответствие компонентов предметно-пространственной среды ФГОС ДО; - организация образовательной среды и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с ФГОС ДО (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность); - наличие условий для инклюзивного образования; - наличие условий для общения и совместной деятельности воспитанников и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения; - учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. кадровые условия Требования: - укомплектованность кадрами; - образовательный ценз педагогов; - соответствие профессиональным компетенциям; - уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших аттестацию); - результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов); - наличие кадровой стратегии. материально-технические условия Требования: - оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; - оценка состояния условий образования в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН; - оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов; - информационно-технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения) финансовые условия: Требования: - -финансовое обеспечение реализации ООП/АООП ДО МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень) осуществляется исходя из стоимости услуг на основе муниципального задания Качество процессов, обеспечивающих образовательную деятельности Детского сада: административные процессы; -аттестационные процессы; -образовательная деятельность; -процессы взаимодействия с социальными партнерами. - Качество результатов образовательной деятельности МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень); - участие воспитанников в конкурсах и фестивалях, выставках, соревнованиях и других массовых мероприятиях; - участие педагогов в конкурсах и фестивалях, выставках, конференциях, семинарах; - укрепление и сохранение здоровья воспитанников; - результаты педагогической диагностики; 8 - удовлетворенность родителей. 4.6. Предоставление данных для группы мониторинга: - результаты педагогической диагностики; анкетирование родителей; аналитические материалы (анализ годового плана, анализ контрольной деятельности); отчет по самообследованию; форма 85-К; по запросу. 4.7. Периодичность проведения ВСОКО - один раз в год. 4.8. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады и т.п.), которые доводятся до сведения педагогического коллектива Детского сада, учредителя, родителей (законных представителей). 4.9. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне Детского сада. 4.10. Администрация Детского сада ежегодно публикует результаты самообследования на официальном сайте Детского сада в сети Интернет. 4. Заключительные положения - Настоящее Положение является локальным нормативным актом МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень), принимается на Педагогическом совете и утверждается приказом директора школы. 5.1. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение на основе решения Педагогического совета, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 5.2. Положение о ВСОКО МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень) принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 5.1. настоящего Положения. 5.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. - Изменения и дополнения в настоящее положение не влекут изменений и дополнений в ООП МКОУ «Смолинская СОШ» (дошкольный уровень); 9