СОГЛАСОВАНО Начальник Управления образования Администрации ТГО «31 » августа 20 20 г. ________________ И.Б. Плотникова УТВЕРЖДАЮ директор МКОУ «Смолинская СОШ» ________________ Н.В. Шевелева Приказ № 25-А от 31.08.2020 г ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «РАЗВИТИЕ. КАЧЕСТВО. ОТКРЫТОСТЬ.» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Смолинская средняя общеобразовательная школа» на 2020 – 2024 гг. 1 Содержание Пояснительная записка………………………………………………..…. . стр.3 Паспорт Программы развития школы…………………………………….стр.4 I. Информация об учреждении..………………………………………..…..стр.9 II. SWOT-анализ потенциала развития школы ………………………....стр.11 III. Концепция развития школы………………………………..………….стр.17 Модель школы – 2024…………………………………………………….. стр. 17 Модель педагога школы – 2024 …………………………...……………...стр. 18 Модель выпускника школы- 2024……………………………………...…стр. 19 Миссия школы …………………………………………………..……..…...стр. 20 IV. Основные направления реализации программы развития школы...стр. 21 4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии.……...………………стр.21 4.2. Повышение качества образования ………………………………… стр.23 4.3. Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе………………………………………………………………………..стр.24 4.4. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся…..стр.25 4.5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения…………………………………………………………...стр.28 4.6. Развитие информационной среды школы…………………………......стр. 30 4.7. Инклюзивное образование в школе………………………………...….стр.32 4. 8. Развитие системы государственно-общественного управления…. стр.37 V. Система мер по минимизации рисков реализации Программы……....стр.39 VI. Ожидаемые результаты реализации Программы развития …………стр.40 VII. Механизм VIII. управления реализацией Программы развития…….…….стр.41 Оценка эффективности реализации программы развития….…...…стр. 41 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа развития Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Смолинская средняя общеобразовательная школа» (далее – Программа или Программа развития) является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период с 2020 года до 2024 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения. Программа подготовлена рабочей группой школы. В программе отражены тенденции развития школы, перечислены основные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста обучающегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Программа является инструментом управления развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, отвечающего запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социальноэкономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества. 3 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Наименование Программы Цель Программы Задачи Программы Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Смолинская средняя общеобразовательная школа» Создание образовательной среды, направленной на получение социально-экономических компетенций, необходимых для успешной социализации и реализации жизненного потенциала, обеспечивающей современное качество образования, формирующей социальноадаптированную и творчески индивидуальную личность, обладающую гражданской позицией, навыками нравственного поведения. 1.Эффективно использовать кадровые, материальнотехнические ресурсы образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества. 2. Обеспечить поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе. 3. Привлечь молодых специалистов. 4. Совершенствовать методы и технологии реализации образовательного процесса для успешной социализации детей, формирования различных компетенций. 5. Создать условия для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей. 6. Создать условий для всестороннего развития обучающихся во внеурочной деятельности. 7. Создать условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 8.Создать условия для развития здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического сопровождения образовательного процесса. 9. Формировать условия для удовлетворения граждан в качественном образовании; обеспечить открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы. 10.Формировать и совершенствовать педагогические 4 Сроки реализации Программы Нормативноправовые основания для разработки Программы развития компетенции, развивать кадровый потенциал школы. 11. Совершенствовать материально-техническую базу школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников. 2020 – 2024 гг. - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Конвенция о правах ребенка; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы; - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., №413); -Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года; - Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р); - Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, (утв. Правительством 5 РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.; -Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014г № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)»; - Устав МКОУ «Смолинская СОШ»». Первый этап (2020 – 2021 учебный год) – аналитикопроектировочный: Разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с задачами программы развития на 2020-2024 гг. и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы. Этапы реализации Программы Перечень направлений Второй этап (2021 - 2022 учебные годы) – реализующий: - Реализация мероприятий плана действий Программы; - Реализация ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО. - Реализация образовательных и воспитательных проектов. -Нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития; -Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов. Третий этап (январь – июль 2024) – аналитикообобщающий: Итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; - Анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; - Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; - Определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития школы. 1. ФГОС: образовательный стандарт в действии. 2. Повышение качества образования. 3. Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе. 6 4. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся. 5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения. 6. Развитие информационной среды школы. 7. Инклюзивное образование в школе. 8. Развитие системы государственно-общественного управления. Перечень подпрограмм Ожидаемые результаты реализации Программы «Одаренные дети» «Усовершенствование материально-технической базы» - инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса; - оснащение 100% кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования; - доступность не менее 75 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам; - 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям; - не менее 25 % педагогов работают по инновационным образовательным технологиям; - не менее 50 % педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.); - 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ; -переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения на всех ступенях обучения, ФГОС с ОВЗ; -100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и сдают ГИА - 9, 11; 100% обучающихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью; - 100% обучающихся обеспечены необходимыми 7 условиями для занятий физкультурой и спортом; -успешная реализация инклюзивного образования в школе; 80 % обучающихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность; - в школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития); - 100% заполнение электронных журналов учителямипредметниками; - не менее 50 % родителей (законных представителей) включены в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.). Исполнители Порядок управления реализацией Программы Коллектив МКОУ «Смолинская СОШ» родители, обучающиеся Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором. Источники Бюджетное и внебюджетное финансирование. финансирования 8 I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Смолинская средняя общеобразовательная школа» открыта в 1960 году. Школа находится в с. Смолинское, в 63 км от районного центра г. Талица и в 250 км от областного центра г.Екатеринбург. Всего школе 11 классов. Все классы общеобразовательные. Классы располагаются в типовых помещениях, наполняемость составляет от 3 до 12 обучающихся. Снижение количества обучающихся в школе связано с социальными и демографическими проблемами. В 2017 году к школе была присоединена дошкольная группа. Школа укомплектована педагогическими кадрами. Преподавание ведется по всем предметам Из 12 педагогов школы имеют: - высшую квалификационную категорию – 1 чел.; - I квалификационную категорию - 11 чел.; - высшее образование - 7 чел.; - средне-специальное образование – 5 чел. Средний возраст педагогов – 45 лет. В 2015 году образовательная организация успешно прошла процедуру аккредитации. С 2011 года обучение в начальной школе ведется по федеральным государственным образовательным стандартам. С 2015 года началось поэтапное введение ФГОС основного общего образования. 100% педагогических работников прошли курсовую подготовку за последние три года. На протяжении ряда лет коллектив школы показывает стабильные результаты учебной работы. Качество знаний в целом по школе составляет 35% и более. Успешно проходит государственная итоговая аттестация в 9-х и11-х классах. Обучающиеся показывают глубокие, прочные знания. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются предметные олимпиады. Учащиеся школы показывают хорошие результаты на районных предметных олимпиадах. Ежегодно на базе школы работает летний лагерь с дневным пребыванием детей. Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым оборудованием. В школе имеется компьютерный кабинет. В учебном здании работает столовая, которая обеспечивает горячим питанием детей на 100%. Столовая рассчитана на 60 мест, В школе имеются теплые туалеты для мальчиков, девочек, работников школы. Есть спортивная площадка. 9 Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации о школе, информирование общественности, родителей не только через информационные стенды, но и через сайт школы. 10 II. SWOT-АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен SWOT-анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы). Оценка внутреннего потенциала школы Сильная сторона Слабая сторона Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения Благоприятные возможности Риски Реализация направления «ФГОС: образовательный стандарт в действии» • На данный момент в • Насыщенность • Привлечение родителей • Нет школе все урочной и к участию в существенной общеобразовательные внеурочной общешкольных профессиональн классы начальной школы деятельности, мероприятиях; ой поддержки обучаются по ФГОС потенциально •Все педагоги школы при освоении НОО. возможные прошли КПК по ФГОС; ФГОС со • Созданы условия для перегрузки учащихся, • Внедрение стороны выполнения ФГОС НОО; в сочетании с не инновационных внешних • учащиеся 5-9 классов сформированным технологий партнеров, обучаются по ФГОС здоровым отдыхом развивающего обучения; приходится ООО. вне школы может • Внедрение в систему реализовывать Проработаны условия вызывать усталость у воспитательной работы ФГОС внутри для внедрения ФГОС некоторых учащихся; школы технологии организации, СОО • При обновлении социального вследствие чего содержания проектирования. возможны образования нет угрозы полноценной допустимых поддержки от ошибок; родительской •отсутствие общественности, единого подхода частично проявляется к критериальной сниженная базе по оценке активность и достижений заинтересованность в учащихся на участии жизни уровне района и школы, а также при оласти. переходе на ФГОС; • У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением во ФГОС ООО. 11 • Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ООО; • Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов. Реализация направления «Повышение качества образования» • В школе создана и • Не все педагоги • Все педагоги школы •Отсутствие реализуется система школы готовы своевременно проходят контроля со подготовки морально к КПК; стороны обучающихся к изменению подходов • Внедрение родителей; независимой оценке к обучению инновационных •низкий качества образования; • Нежелание технологий социальный • Создана система педагогов изменять развивающего обучения. уровень поощрения педагогов за формы работы, некоторых качественную подходы к учащимся; семей. подготовку учащихся к •Преемственность ГИА; при переходе в 5 • Готовность некоторых класс слабая. педагогов к изменениям; • Возможность самообразования и повышения квалификации в очной и заочной формах; Реализация направления «Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе» •Коллектив профессиональный и творческий. • Нежелание участия в различных конкурсах мастерства; •Не все педагоги хорошо изучили профстандарт. • Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом на МО; •Возможность посещать районные мероприятия методической направленности; • Старение состава педагогического коллектива; • Недостаточное стимулирование молодых педагогов, недостаточная социальная 12 • Развитие имиджа школы как общеобразовательного учреждения, обеспечивающего качественное гармоничное образование; поддержка; •Недостаток практического опыта. Реализация направления «Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся» •наличие опытного и •недостаточная •заинтересованность •риск потери обученного кадрового материальноразличных социальных кадров; потенциала; институтов (военный техническая •изменение •заинтересованность комиссариат, МВД, оснащенность базы; концепций по педагогических местной власти в •низкий уровень патриотическом работников и учащихся в патриотического патриотическом у воспитанию. патриотическом сознания школьников воспитании воспитании; в современное время; •отражение гражданско- •отсутствие правового сознания в оборудованной уроках истории, полосы препятствий обществознания и на территории школы внеурочной деятельности (проведение различных экскурсий, посещение музея, изучение личностей героев, участников ВОВ области, района) Реализация направления «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения» • Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудование соответствуют СанПиНам; • Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся; • Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой; • Просветительская • Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий (например, спортивный городок для занятий спортом на свежем воздухе, площадка по отработке ПДД); • Недостаточное финансирование организации физкультурноспортивных занятий • Привлечение социальных партнеров, спонсоров для организации учащимся полноценного физического спортивного развития (создание площадки для спортзанятий на свежем воздухе, проведения занятий на лыжах и др.) • Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью; • Нездоровый и малоконтролиру емый образ жизни семей 13 работа педагогов, кл. на лыжах и других руководителей на темы видов спортивной здоровьесбережения, деятельности; учителей физ. культуры и ОБЖ; • Спортивная работа (спортивные мероприятия, проведение Дней здоровья); • Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы; •Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков. Реализация направления «Развитие информационной среды школы» •Материально•Несвоевременное Низкая скорость •Отсутствие техническая база пополнение сайта интернета. финансирование учреждения школы; для привлечения укомплектована, •Нежелание дополнительных пополняется новым педагогов специалистов с оборудованием; использовать ИКТ в информационно • Есть компьютерный своей деятельности; й средой. класс, проекторы, ноутбуки; •Создана локальная сеть, • Создан сайт школы. Реализация направления «Инклюзивное образование» •Частично созданы •Нехватка •Посещение курсов условия безбарьерной профессиональных повышения среды для обучения знаний у педагогов; квалификации по детей, имеющих особые •Моральная данному направлению; образовательные неготовность •Участие в вебинарах, потребности; педагогов к принятию семинарах по •Некоторые специалисты детей с ОВЗ.; инклюзивному обучены по данному образованию. направлению. Реализация направления «Развитие системы государственно-общественного управления» • Наличие в школе профессиональной команды педагогов; • Педагоги пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, • Редко обновляется коллектив молодыми специалистами; • Некоторые классные руководители не в полной мере используют ресурс родительской • Перераспределение обязанностей членов коллектива; • Замена кадров, либо устранение или борьба с консерваторскими взглядами возможностей, поиска • Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит к распаду как 14 общественности при решении проблем организации образовательного процесса Формализм в работе школы, некоторых родительских комитетов • Функционирование Совета школы, общешкольного родительского комитета, органов ученического самоправления новых идей и ресурсов; • Возможность дистанционного обучения (вебинаров ИРО) для обогащения опыта и обновления знаний; педагогического , так и учебного коллектива в общем; • Нет взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов Реализация подпрограммы «Одаренные дети» • Выстроена система работы с одаренными талантливыми детьми; • Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, участие в интеллектуальных играх, проектах; • Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов; • Достижения в физкультурноспортивной деятельности учащихся, • Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика; •Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения. • Нет результативности в реализации проекта «Внедрение комплекса ГТО». • Выстроена система работы с одаренными талантливыми детьми; • Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, участие в интеллектуальных играх, проектах; • Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов; • Достижения в физкультурноспортивной деятельности учащихся, • Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика; • Недостаточное систематическое сопровождение со стороны воспитательной части (нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение к участию в олимпиадах, конференциях и т.д.); •Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения. 15 Реализация подпрограммы «Усовершенствование материальной базы» •Создана достаточная •Недостаточное • Привлечение • Недостаточное материальнофинансирование для социальных партнеров к внебюджетное внедрения всех решению вопросов финансирование техническая база для развития школы; . обеспечения достижения необходимых • Финансовая поддержка требований ФГОС высокого качества школы за счет ООО образования. включения в различные адресные программы. SWOT-анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2024 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса. Проведенный SWOT-анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения. 16 III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Основная стратегическая цель Программы развития МКОУ «Смолинская СОШ» совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума. Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические задачи: 1.Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества. 2. Обеспечить поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе. 3. Привлечение молодых специалистов. 4. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса для успешной социализации обучающихся, формирования различных компетенций. 5. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей. 6. Создание условий для всестороннего развития обучающихся во внеурочной деятельности. 7. Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 8.Создание условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического сопровождения образовательного процесса. 9. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы. 10.Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы. 11. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников. 17 МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2024 Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами: 1) школа предоставляет обучающимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации; 2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования; 3) в школе существует/действует воспитательная система культурнонравственной ориентации, адекватная потребностям времени; 4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды; 5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив; 6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения; 7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой; 8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов; 9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования; 10) школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2024 Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога: 1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога; 2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности; 3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов; 18 4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса; 5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности; 6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта; 7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков; 8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога; 9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции; 10) сформированность теоретических представлений о системнопедагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности; 11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2024 года Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника. Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности. Выпускник должен обладать следующими чертами: 1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире; 2) прочные знания по основным школьным предметам обучения; 3) способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе; 19 4) владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей; 5) готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках; 6) вести здоровый образ жизни гражданин России может принести своей стране практическую пользу; 7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира; 8) уважительное относиться к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой; 9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни; 10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования; 11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры. МИССИЯ ШКОЛЫ Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса. 20 IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Цели, задачи, идеи и принципы развития МКОУ «Смолинская СОШ» а также ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования организации педагогического процесса. 4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии С 1 сентября 2011 года образовательное учреждение осуществило переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения. Это позволило изменить основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу. В начальной школе выделено 9 часов в неделю на внеурочные занятия во второй половине дня, во время которых реализуются дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, секций, презентаций проектов, бесед. С 2015 года началось введение ФГОС основного общего образования. Администрация образовательного учреждения и все педагоги начального общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения квалификации по ФГОС. Внесены изменения в основную образовательную программу, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в связи с введением ФГОС второго поколения, продолжается поэтапное внедрение стандартов второго поколения в школе. Разработаны условия для внедрения ФГОС СОО, Цель: Обеспечение условий для внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Задачи: 1. Создать комплекс организационно-методических и психологопедагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход ОУ на освоение ФГОС общего образования второго поколения. 21 2. Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС. 3. Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Мероприятия Приведение нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС СОО Приведение основной общеобразовательной программы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС ООО Изучение требований, нормативно-правовых документов по введению и реализации ФГОС ООО и СОО, ФГОС ОВЗ педагогами ОУ Организация и проведение независимого мониторинга результатов освоения ФГОС НОО и ООО (КДР, ВПР) Развитие системы независимой оценки качества образования Создание условий для повышения вариативности образовательных маршрутов и формирования ключевых компетентностей на основе внедрения новых принципов организации образовательного процесса Введение в педагогическую практику портфолио обучающихся 5-9 классов Разработка и утверждение модели взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта, базовыми предприятиями и организациями в условиях введения ФГОС Обеспечение ОУ УМК при введении ФГОС ООО, ФГОС СОО согласно федеральному перечню Разработка и реализация плана по Сроки До августа 2020 г Ответственные Директор ОУ До августа 2020 г Директор ОУ, зам. директора по УВР, зам директора по ВР Постоянно Зам. директора по УВР По графику Минобр Зам. директора по РФ УВР В течение 2020- Зам. директора по 2021 учебного года УВР К 2024 г Зам. директора по УВР В течение 2021 года 2020-- Зам директора по ВР Начало 2020-2021 Зам директора по ВР учебного года Начало 2020-2021 библиотекарь учебного года Начало 2020-2021 Директор, зам. 22 11 12 13 информированию общественности о введении ФГОС среднего общего образования через средства массовой информации, сайт школы Проведение экспертизы образовательных программ внеурочной деятельности Реализация проектноисследовательской деятельности обучающихся Активизация деятельности по разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся учебного года директора по УВР Октябрь-ноябрь 2021 г Зам директора по ВР Ежегодно Зам. директора по УВР В течение 2020-21 г Зам директора по ВР 14 Обеспечение оснащённости К 2021 г учебного процесса и оборудования учебных помещений материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС завхоз 15 Участие педагогов в работе Ежегодно проблемных семинаров по вопросам введения ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования на базе образовательных учреждений района Подготовка и проведение 1-2 раза в год совещаний, педсоветов, семинаров, консультаций для учителей по реализации ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ Анализ внедрения ФГОС ООО Конец 2024 г Зам. директора по УВР 16 17 Директор, зам. директора по УВР Администрация 4.2. Повышение качества образования В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности. совершенствование Цель: повышение качества образования через учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания Задачи: 23 1. Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования 2. Повысить качество результатов ВПР, ГИА-9, ЕГЭ 3. Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся 4. Разнообразить формы внеурочной деятельности № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Мероприятия Создание плана подготовки к ГИА Сроки Ежегодно сентябрь Прохождение курсов повышения По отдельному квалификации педагогами школы графику Мониторинг уровня подготовки Ежегодно выпускников 4х, 9х, 11х, классов на основе Июнь-июль результатов итоговой аттестации Мониторинг качества обученности Каждое учащихся по результатам полугодовых и полугодие годовых контрольных работ Мониторинг образовательных достижений Ежегодно учащихся 4-х классов начальной школы по Апрель ФГОС Май Мониторинг выполнения учебных Ежегодно программ по предметам конец четверти, года Проверка состояния преподавания В течение года предметов инвариантной части учебного плана. Анализ внеурочной деятельности Ежегодно конец четверти Мониторинг результативности учебного Ноябрь, январь, процесса по итогам 1, 2, 3, 4 четверти и апрель, июнь учебному году Мониторинг исследования адаптационного Сентябрь периода обучающихся 1-х классов Май Организация и проведение диагностики в 1, В сроки 2, 3 классах ОРЦОКО Обеспечение проведения независимой По графику оценки качества образования Министерства 4.3. Ответственные Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по ВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога На основании приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2014 г № 1115н профессиональный стандарт «Педагог» применяется с 1 января 2017 года. В настоящее время начинается переходный период, который позволит педагогам школы повысить уровень своей квалификации, усовершенствовать те или иные компетенции, которые помогут достичь наиболее высокого качества образования. 24 На сегодняшний день существует ряд трудностей в процессе перехода по новый профессиональный стандарт педагога: 1. реальная профессиональная деятельность педагогов школы не соответствует требованиям профессионального стандарта, недостаточно выражена взаимосвязь между квалификацией педагогического работника и результатами его профессиональной деятельности; 2. отсутствуют формы и механизмы независимой оценки квалификации педагогов. Цель: Приведение компетенций педагогов школы в соответствие с требованиями профессионального стандарта «Педагог». Задачи: 1. Проанализировать профессиональный стандарт «Педагог» 2. Провести мониторинг компетенций педагогов, выявить дефициты. 3. Скорректировать план профессионального развития педагогов 4. Обеспечить условия для внедрения профессионального стандарта в ОУ. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Мероприятия Создать рабочую группу по внедрению профстандарта в ОУ Проведение семинаров, совещаний, педсоветов по внедрению профстандарта Проведение мониторинга по выявлению дефицитов в компетенциях педагогов Разработка плана внедрения стандарта Сроки 1 полугодие 2018 г Ежегодно В течение 20202022 гг 1 полугодие 2020 г Анализ проблем педагогов с целью В течение 2020определения возможностей решения их за 22 гг счет внутренних ресурсов Анализ проблем педагогов с целью В течение 2020определения возможностей решения их за 22 гг счет внешних ресурсов Корректировка планов методической работы Ежегодно школы и планов самообразования педагогов Проведение повторного мониторинга 2 полугодие соответствия профстандарту 2022 г Корректировка планов профессионального Ежегодно развития педагогов Посещение открытых мероприятий по Ежегодно внедрению профстандарта в районе Деятельность педагогов в рамках планов В течение года самообразований Подробный анализ профстандарта на всех 2021 г уровнях: МО, педсовет Создание оценочного листа педагога с Сентябрь 2021 г целью мониторинга компетенций Ответственные Директор школы Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Директор школы Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Директор школы Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР 25 4.4. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми ведомствами, участие в конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель и Вахты памяти и другие мероприятия согласно Программы воспитательной работы школы. В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы. Задачи воспитания и социализации гражданскопатриотического направления - сформировать знание о политическом устройстве РФ, символах и институтах РФ и Свердловской области; - познакомиться с героическими страницами истории России, Свердловской области,, школы; - познакомиться с историей и культурой, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, области, района, села; Виды деятельности Урочная Формы занятий и мероприятия с обучающимися 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Внеклассная 1. 2. Мини-проекты по истории и обществознанию. Викторины на уроке истории. Тематические уроки истории к памятным датам и событиям российской истории и культуры. Тематические уроки литературы и русского языка. Тематические уроки музыки. Составление бизнес-плана по теме «Экономика». Участие в проведении уроков представителей местных органов власти и правопорядка. Участие во встречах с ветеранами и военнослужащими. Участие в Неделе права. 26 - сформировать представление о содержании и значении государственных праздников РФ; - познакомиться с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детскоюношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина; - принимать участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, встречах с ветеранами и военнослужащими; - принимать участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомиться с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. Внеурочная Внешкольная 3. Участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомство с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. 4. Составление родословных семьи. 1. Классные часы «Уроки мужества». 2. Публичные презентации о славных людях района, области, России, мира. 3. Мероприятия, приуроченные к государственным и национальным праздникам РФ: Дню народного единства, Дню воссоединения Крыма с Россией, Дню Победы. 4. Всероссийский Урок Мира. 5. Встречи и беседы с представителями общественных организаций. 1. Экскурсия по материалам местного музея. 2. Шефство над памятником Великой Отечественной войны. 3. Участие во Всероссийских Акциях Памяти героев Отечественной войны 1812г, Первой мировой, Великой Отечественной, афганской, чеченской войн. По данному направлению обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты по трем уровням: когнитивный, ценностносмысловой, деятельностный. Ценностные установки Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского Планируемые результаты воспитательной деятельности 1. Когнитивный компонент: - обучающиеся знают об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии села, района, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - знают основные положения Конституции Российской Федерации, символов государства, Свердловской области и с.Смолинское, основные права и обязанности гражданина России, школьника; - знают национальных героев и важнейшие события истории России, района, села, школы; - знают государственные праздники, их историю и значение для общества; - знают о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 27 общества. 2. Компонент ценностного отношения: - у обучающихся сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - имеется понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; - сформировано уважительное отношение к органам охраны правопорядка; 3. Деятельностный компонент: - обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - имеют первоначальный опыт участия в гражданской жизни. Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно: I. Аналитический этап (2020 -2021 гг.). 1) создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации Программы работы по гражданско-правовому воспитанию и обучению учащихся; 2) проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по проблеме прав ребенка, ответственности несовершеннолетних, изучении их запросов; 3) выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по гражданско-правовому образованию и воспитанию. II. Этап реализации модели гражданско-правового воспитания и образования в школе (2022-2024 гг.). 1. Отработка модели системы гражданско-правового образования и воспитания в школе; 2. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры учащихся; III. Рефлексивно-оценочный этап (2022 - 2024 гг). 1. Анализ итогов работы по данному направлению 2. Корректировка модели гражданско-правового образования и воспитания в школе 3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности 4.5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения 28 Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд ключевых моментов: - внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для детей в ОУ, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать качество воспитательно-образовательной работы; - совершенствование организации питания детей в ОУ; - организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье формирующей направленности; - разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. Задачи: 1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развитии. 2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья учащихся. 3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к собственному здоровью. 4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде здорового образа жизни в семье и среди сверстников. № 1 2 3 4 5 Мероприятия Проведение мониторинга состояния физического развития детей и влияние учебной нагрузки на их здоровье. Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья детей. Осуществление индивидуальнодифференцированного подхода к учащимся на уроках физкультуры. Осуществление контроля выполнения санитарногигиенического режима школы. Организация и проведение Дня Сроки реализации 2020-2022гг Ответственные Зам директора по ВР, мед. работник 2020-2022 гг Фельдшер, классные руководители 2020-2024гг Учитель физической культуры 2020-2024 гг Директор школы, 2020-2024 гг Зам директора по ВР, 29 Здоровья («Школы безопасности») 6 7 8 9 10 11 Повышение квалификации педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий и формированию навыков здорового образа жизни Создание системы информированности о спортивных достижениях школы: оформление стенда; создание компьютерного банка данных о спортивных достижениях школы Работа пед. коллектива по сохранению зрения у учащихся (замена освещения в кабинетах, проведение физ. минуток для глаз). Работа по профилактике травматизма в школе (организация перемен, работа с родителями, организация дежурства учителей). Организация полноценного питания в школьной столовой. Участие во внедрении физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» 2020-2024 гг учитель физической культуры Зам директора по ВР 2020-2024 гг Зам директора по ВР 2020-2024 гг Зам директора по ВР, завхоз 2020-2024 гг Администрация, классные руководители 2020-2024 гг Директор 2020-2024 гг учитель физической культуры В рамках ОП два раза в год проводится мониторинг по следующим направлениям: - физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность); - социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности). При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни. Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских осмотров, анкетирование, психологические тесты. Ожидаемые результаты: 1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся; 2. Рост личностных и спортивных достижений. 3. Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей; 4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса. 4.6. Развитие информационной среды школы Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе 30 реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организованы элективные занятия и внеурочная деятельность по данному направлению. Активно используются информационнокоммуникационные технологии в обучении, на базе школы реализуется дистанционное обучение детей-инвалидов. Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе. Цели: 1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы. 2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы. Задачи: 1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации. 2. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений. 3. Широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. 4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы. 5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. № 1 2 3 Мероприятия Ответственный исполнитель Сроки реализации Ожидаемый результат Разработка концепции информационного обеспечения образовательного процесса, разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы Директор, зам. директора по УВР 2020-2024 гг Концепция информационного обеспечения образовательного процесса Зам. директора по УВР 2020-2022 гг Создание условий, обеспечивающих Директор 2020-2022 гг Владение ПК педагогами и учащимися в соответствии с ФГОС и современными требованиями законодательства и социума Организация и проведение КПК 31 4 5 целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации Ведение школьного делопроизводства в электронном виде Информирование населения о деятельности школы через средства массовой информации (в том числе школьный сайт) Директор, зам. директора 2022-2024 гг Создание компьютерной базы Директор, зам. директора по ВР, учитель информатики В течение года Расширение информированности участников ОП с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование Переход на электронные журналы работа в ГИС «Образование» Программное обеспечение в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства 6 Внедрение электронных журналов и дневников. Администрация, педагоги В течение года 7 Обновление программного и технического обеспечения компьютерного класса Директор, учитель информатики В течение года Ожидаемые результаты: 1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы школы. 2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества. 3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов. 4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование. 5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности. . 4.7. Инклюзивное образование в школе Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно 32 использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхождение в общество. Цель работы по данному направлению в школе: реализация инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения. Задачи: − Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности. − Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями. − Разработка нормативно-правовой базы по проблеме. − Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, социально-трудового направлений деятельности. − Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме. − Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования. Подзадачи: В работе с семьей: − Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; 33 Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности. − Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации. − Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. В работе с педагогами: − Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования. − Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности. − Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме. Ожидаемые результаты: Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в образовательном учреждении. Индикаторы результативности: − Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы) − Результаты диагностики: • развития детей, • уровня детско-родительских отношений, • личностного развития родителей и педагогов. (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности) − Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов). − Повышение рейтинга учреждения. Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного образования необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности. Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения. − № 1 Мероприятия Обеспечение права граждан на выбор формы получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, Сроки 2020-2024 гг Ответственные Администрация 34 2 3 4 5 6 7 8 9 10 через создание соответствующих условий (индивидуально в школе, в малой группе в школе, индивидуально на дому, комбинированно, дистанционное обучение, инклюзивные классы) Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования для детей с ОВЗ Адаптация инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования в условиях школы, обучающей детей с ОВЗ Развитие системы дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов Разработка, апробация и внедрение моделей оценки качества работы общеобразовательного учреждения по социализации личности Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей с ослабленным здоровьем Обеспечение закупки оборудования в целях оснащения релаксационных зон (сенсорной комнаты, комнаты психологической разгрузки) Модернизация образовательного пространства в рамках реализации программы «Доступная среда» Развитие и оптимизация условий и форм деятельности, способствующих оздоровлению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Создание условий для внедрения современных инновационных 2020-2024 гг. , по мере необходимости Зам директора по УВР 2020-2024 гг Зам директора по УВР 2020-2024 гг Директор 2020-2024 гг Зам директора по УВР 2020-2024 гг Зам директора по УВР 2022-2024 гг Директор 2021-2024 гг Администрация 2020-2024 гг Администрация 2020-2024 гг Администрация 35 11 12 технологий физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Обеспечение школьников с ОВЗ горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания Организация взаимодействия с ППМС-центром 2020-2024 гг Директор 2020-2024гг Директор Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса. Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии Критерии Реализация индивидуального подхода к детям Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка Активное включение в образовательный процесс всех его участников Междисциплинар ный подход Вариативность в организации процессов обучения и воспитания Показатели Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого Индикаторы Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психологопедагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями. Командные формы выработки и Функционирование в школе принятия организационных решений: разнообразных командных м е ж д и с ц и п л и н а р н ы е команды, форм работы собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей Междисциплинарное Наличие специалистов. проведение и обсуждение Циклограмма проведения диагностики, составления междисциплинарных и реализации ИОП консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций. Вариативные образовательные Квалификация специалистов программы, приемы, методы – наличие образования по образования, вариативная разным методам работы, в образовательная среда том числе и с детьми с ОВЗ, методических, дидактических пособий, 36 Партнерское Организация партнерских форм взаимодействие с взаимодействия с семьей, участие семьей родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам Динамическое Выстраивание образовательного развитие процесса в соответствии с потребностями детского контингента, образовательной изменение образовательных условий в модели связи с диагностикой образовательных инклюзивного пространства потребностей школы обеспечивающих образовательный процесс Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей. Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам. 4.8. Развитие системы государственно-общественного управления Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится все значимее. Каждый коллектив образовательной организации реализует свою модель ГОУ. В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический, государственнообщественный характер управления образованием. Действительно, закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения. Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса. Основные задачи: 1. Разработка и реализация модели государственно-общественного управления в образовании. 2. Повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между директором и Управляющим советом для обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления. 37 3. Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг. 4. Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением. Развитая система государственно-общественного управления является необходимым условием повышения доступности и качества образования. № п/п 1 2 3 4 5 6 9 10 11 12 13 Мероприятия Анализ нормативно-правовых актов школы по ГОУ, внесение необходимых изменений Внесение корректив в планы работы школы Совета школы, Совета обучающихся Разработка подпрограмм работы согласно Программе развития школы Проведение обучающих семинаров с членами Совета школы (по законодательству РФ, региональным и муниципальным нормативно-правовым документам) Проведение заседаний Совета школы с приглашением заинтересованных сторон по проблемным вопросам развития образовательного учреждения Привлечение органов государственнообщественного управления к решению вопросов по материально-техническому оснащению образовательного процесса Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. Публикация ежегодного информационного доклада школы об итогах учебного года и его представление родителям учащихся. Совершенствование содержания сайта школы в сети Internet и поддержание его актуальности. Проведение общественной экспертизы эффективности систем государственнообщественного управления Прогнозирование перспективных направлений развития государственнообщественного управления. Обобщение работы органов ГОУ Сроки Ответственные 2020-2024 гг Директор 2020-2024 гг Администрация 2020-2024 гг Администрация 2020-2024 гг Администрация 2020-2024 гг Директор, председатель Совета школы 2020 -2024 гг Директор, председатель Совета школы 2020-2024 гг Администрация 2020 -2024 гг Директор 2020-2024 гг Директор 2020-2024 гг Администрация 2020-2024 гг Директор Критерии оценки работы школы по данному направлению: 38 − Система общественного наблюдения (контроля) за проведением лицензирования и аттестации учебного заведения, процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для учащихся школы, аттестации администрации школы, за деятельностью аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий. − Участие Совета школы в оценке качества образования. − Функционирование системы государственно-общественного управления в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы; − Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его утверждения, презентации и оценки. Ожидаемые результаты: − Создание оптимальной организационно-управленческой структуры школы; − Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся, родителей, общественности. − Создание положительного имиджа школы среди общественности. − Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение образовательных запросов местного сообщества, акцентируя внимание на основные приоритеты в системе образования на период до 2023 года. V. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности. Виды рисков Пути минимизации рисков Нормативно-правовые риски - Неполнота отдельных нормативно— Регулярный анализ нормативно-правовой правовых документов, предусмотренных на документации на предмет ее актуальности, момент разработки и начало внедрения полноты, соответствия решаемым задачам. Программы. - Систематическая работа руководства с - Неоднозначность толкования отдельных педагогическим коллективом, родительской нормативно-правовых документов, общественностью по разъяснению регламентирующих деятельность и конкретных нормативно- правовых актов, ответственность субъектов регламентирующих деятельность в школе и образовательного процесса школе в целом содержание образовательного процесса в целом Финансово-экономические риски - Нестабильность и недостаточность - Своевременное планирование бюджета бюджетного и внебюджетного школы по реализации программных финансирования мероприятий, внесение корректив с учетом 39 реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. Участие в проектах Систематическая по работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных финансовых влияний Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) - Недостаточность профессиональной - Систематическая работа по обновлению инициативы и компетентности у отдельных внутриучрежденческой системы педагогов по внедрению инновационных повышения квалификации. образовательных технологий. -Разработка и использование эффективной - неготовность молодых специалистов системы мотивации включения педагогов в работать в селе. инновационные процессы. - недостаточная инициатива участия в - Психолого-педагогическое и различных конкурсных мероприятиях методическое сопровождение педагогов с - непонимание отдельными педагогами недостаточной коммуникативной …… компетентностью Ресурсно-технологические риски - Неполнота ресурсной базы для реализации - Систематический анализ достаточности направлений, подпрограмм и мероприятий ресурсной базы для реализации всех Программы; компонентов Программы. Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативноправовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса. 2. Оснащение 100% кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. 3. Доступность не менее 80 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам. 4. 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям. 5. Не менее 25 % педагогов работают по инновационным образовательным технологиям. 6. Не менее 50 % педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических 40 конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.). 7. 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ. 8. Реализация федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ. 9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и сдают ГИА - 9, 11. 10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью. 11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом. 12. Успешная реализация инклюзивного образования в школе. 13. 80 % обучающихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность. 14. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития). 15. не менее 50 % родителей (законных представителей) включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.). VII. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию. 2. Функция общей координации реализации программы выполняет – Педагогический совет школы. 3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового плана работы школы. 4. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает Педагогический совет школы. VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Все годы МКОУ «Басмановская СОШ» динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные образовательные технологии и вариативность учебных программ. Для полноценного и всестороннего 41 развития школы необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала школы. SWOT-анализ проводился в форме открытого индивидуального интервью с членами администрации школы, а также руководителями предметных МО. 42 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)